Мир
21:33, 6 мая 2010

Дилемма Папандреу Греции грозят затяжные народные выступления

Константин Бенюмов

6 мая парламент Греции будет обсуждать новые меры по сокращению бюджетных расходов с целью привлечения 110-миллиардного кредита от стран ЕС. Между тем, отчаянные попытки властей справиться с финансовым кризисом грозят ввергнуть страну в кризис политический: накануне общенациональная забастовка против действий правительства обернулась многотысячными демонстрациями протеста и массовыми беспорядками, жертвами которых стали три человека.

Решение ответить на действия властей общенациональной забастовкой было принято после того, как 1 мая премьер-министр Георгиос Папандреу объявил о новом, четвертом по счету наборе мер по урезанию бюджетных расходов. В этот раз правительство, уже поднявшее налоги и сократившее пенсии и заработные платы, заявило о необходимости еще больше урезать выплаты работникам и пенсионерам, а также заморозить зарплаты госслужащих на ближайшие три года.

С помощью этих мер власти надеялись сэкономить в 2012 году около 30 миллиардов евро. К тому же значительное сокращение бюджетных расходов было главным условием, выдвинутым странами ЕС и Международным валютным фондом для предоставления Греции финансовой помощи. Действительно, уже на следующий день, 2 мая, Папандреу объявил о заключении соглашения с ЕС и МВФ об условиях кредита. По этому соглашению Греция сразу получала 45 миллиардов евро под низкий процент с возможностью в дальнейшем занять еще примерно 70-80 миллиардов.

Объявляя о соглашении, Георгиос Папандреу признал, что во имя получения европейского транша "грекам придется пойти на значительные жертвы". Населению (и профсоюзам) такие перспективы по понятным причинам пришлись не по душе. По их мнению, от предложенных правительством мер пострадают трудящиеся, а владельцев крупных компаний и финансистов, виновных в кризисе, они не затронут. 4 мая проект сокращения бюджетных расходов был внесен в парламент Греции, а в полночь 5 мая в стране началась общенациональная забастовка.

Планировалось, что акция протеста продлится 24 часа. В течение суток Греция фактически была отрезана от остального мира: не работали аэропорты, было прервано движение поездов и паромов. Закрылись школы, университеты и музеи. На работу в среду не вышли сотрудники государственных учреждений, в большинстве больниц работали только реанимационные отделения и травмпункты.

Формально, организаторами забастовки выступили крупнейшие греческие профсоюзы, однако к утру 5 мая стало понятно, что масштаб акций протеста значительно превосходит обычную трудовую стачку, даже по мерками привычной к массовым народным выступлениям Греции. На улицы главных городов вышли десятки тысяч человек - только в Афинах, по оценкам полиции, количество участников демонстрации протеста достигло 30 тысяч, а некоторые СМИ называют число в 100 тысяч человек.

После полудня демонстрации переросли в беспорядки. Сперва из толпы протестующих выделялись группы наиболее активных - как правило, ими оказывались молодые люди с надвинутыми на лица капюшонами, которых местная пресса для простоты причисляет к анархистам. Они начинали громить витрины и кидать камни в следящих за порядком полицейских. Правоохранительные органы ответили применением слезоточивого газа, радикалы пустили в ход дымовые шашки, после чего разобрать в толпе и сумятице зачинщиков дальнейших столкновений стало окончательно невозможно. В Салониках к вечеру арестовали 37 человек.

В наиболее острой форме беспорядки проходили в Афинах. Собравшаяся с утра у Марсова поля многотысячная толпа двинулась по центральным улицам к зданию парламента, постепенно обрастая все новыми участниками. Часть народного гнева была направлена в сторону МВФ и Евросоюза, выдвинувших столь тяжелые условия для предоставления помощи. В руках кое-кого из демонстрантов были замечены флаги ЕС со звездами, расположенными в форме свастики.

Однако главным образом недовольство распространялось на собственное правительство. Львиная доля лозунгов сводилась к вполне бесхитростным выкрикам вроде "Воры!" и "Политиков - за решетку". Собственно, первый выплеск агрессии произошел как раз у стен парламента. Кто-то из демонстрантов бросился на охранявший здание полицейский кордон, в стражей порядка полетели камни - причем, если верить прессе, в этот раз полицейских теснили не только подростки-радикалы, но и вполне благопристойного вида мужчины средних лет.

Столкнувшись с сопротивлением полиции, протестующие рассредоточились по центральной площади Синтагма и улице Стадиу - благо в этом районе сосредоточены многочисленные магазины, гостиницы, банки и прочие учреждения, которые в условиях экономических трудностей зачастую становятся мишенью народного гнева. Так случилось и в этот раз: кто-то из радикалов пустил в ход предусмотрительно заготовленные "коктейли Молотова", которые летели в разбитые витрины магазинов, в забытые или брошенные владельцами автомобили, в окна гостиниц и банков.

Lenta.ru

В одном из зданий, в который попала бутылка с зажигательной смесью, находилось 20 человек. Как выяснилось впоследствии, руководство банка Marfin под угрозой увольнения приказало сотрудникам явиться в день общенациональной забастовки на работу. 17 человек удалось спасти, несмотря на то, что толпы демонстрантов снаружи значительно затруднили пожарным доступ к горящему зданию. Трое погибли: двое мужчин и женщина на четвертом месяце беременности.

Информация о событиях первой половины дня появлялась лишь в зарубежных СМИ: греческие журналисты бастовали вместе с остальным населением и вернулись к работе только среди дня, когда беспорядки в Афинах стали приобретать катастрофические масштабы. Когда появились первые сообщения о погибших, власти города срочно мобилизовали на борьбу с демонстрантами всех имеющихся в городе полицейских, но толпа, потрясенная гибелью людей, постепенно разошлась по домам.

О том, кто виноват в случившемся, можно спорить бесконечно. Власти обвиняют анархистов, анархисты - правительство, работники банка - топ-менеджмент, заставивший персонал выйти на работу. Серьезность положения несколько охладила пыл протестующих: массовые выступления для Греции не редкость (последние прошли в 2008 году и продолжались две недели), но кровопролитие - дело иное.

В то же время всем понятно, что забастовки и демонстрации продолжатся. Так, 6 мая из солидарности с погибшими на работу не вышли сотрудники греческих банков. К новым акциям протеста призвали и крупнейшие профсоюзы. Осудив уличные беспорядки, трудовые организации GSEE и ADEDY, которые в общей сложности объединяют 1,4 миллиона человек, объявили, что ближайшая демонстрация пройдет вечером 6 мая у стен парламента.

Парламентариям, между тем, предстоит принять непростое решение. Поддержка правительственного плана почти наверняка обернется затяжными народными выступлениями. При условии, что экономика страны и так находится в плачевном состоянии, длительные забастовки способны причинить такой ущерб, что восполнить его не помогут никакие кредиты МВФ. Не говоря уже о том, что легкость, с которой массовые демонстрации перерастают в погромы и вандализм, была наглядно продемонстрирована 5 мая.

С другой стороны, если парламент уступит требованиям населения, страна рискует остаться без финансовой помощи, а это означает дефолт, банкротство и тяжелейший экономический кризис, который приведет к еще большему обострению социальной напряженности.

В заключение стоит отметить, что, несмотря на все предварительные договоренности, денег правительство Папандреу в итоге может так и не получить. 7 мая вопрос о выдаче кредита Греции будут обсуждать депутаты бундестага. На Германию легло основное бремя по спасению южного соседа - в течение трех предстоящих лет Берлин должен будет предоставить Афинам 22 миллиарда евро. От исхода голосования в немецком парламенте судьба Греции зависит не меньше, чем от решения афинских депутатов.

< Назад в рубрику