7 мая сторонники грузинского "Союза православных родителей" и прочих агрессивно настроенных участников дискуссии на тему свободы слова и отношения к религии устроили в эфире программы "Барьер" телеканала "Кавкасия" самый настоящий погром. В ходе потасовки досталось и сотрудникам телеканала, а семерых подозреваемых в развязывании конфликта заключили под стражу.
Началось все с книги молодого грузинского писателя Эрекле Дейсадзе (некоторые СМИ называют его Ираклием Диасамидзе) "Саидумло сироба". Наиболее приличным и близким к тексту переводом этой нецензурной игры слов на тему словосочетания "Тайная вечеря" является вариант "Тайная хреновина". Презентация книги, в которую вошло пять не связанных друг с другом рассказов, состоялась в начале мая в здании Государственного университета имени Чавчавадзе, недавно переименованного в университет Ильи.
Книга благодаря скандальному названию и затронутым темам религии, порнографии и сексуальных отношений не могла не вызвать возмущения у радикально настроенных членов православных организаций, и уже 3 мая они организовали акцию протеста у входа в университет Ильи с требованием прекратить "антиправославную пропаганду". Участники акции потребовали отставки ректора университета Гиги Тевзадзе в трехдневный срок. Среди протестующих были и студенты университета - они требовали от ректора построить молельню.
На следующий день в ответ на акцию консервативно настроенных противников книги Дейсадзе перед входом в тот же самый университет прошел митинг в защиту свободы выражения мнений. Даже не митинг, а скорее спонтанное собрание, участники которого скоординировали свои действия через Facebook.
В отличие от акции радикальных православных, эта без происшествий не обошлась: вскоре после начала митинга к месту событий подтянулись члены грузинского "Народного православного движения" и начали выкрикивать провокационные лозунги. В частности, они обвиняли собравшихся в предательстве интересов родины, пропаганде гомосексуализма, ненависти к Иисусу Христу и прочих смертных грехах. Одними словами дело не обошлось, и вскоре идеологические противники перешли к насильственному выяснению отношений. На место событий прибыли полицейские, которые сумели разогнать потасовку только спустя два часа.
Вечером в пятницу, 7 мая, дискуссия по поводу оскорбления православных ценностей в книге Дейсадзе продолжилась в эфире независимого грузинского канала "Кавкасия". Программа "Барьер", в студию которой пришли сторонники разных взглядов на религию и ее роль в грузинском обществе, не задалась сразу: лидер "Народного православного движения" Малхаз Гулашвили сходу назвал своих оппонентов популярным в российской околополитической риторике термином "либерасты".
Тем не менее, сторонам удалось относительно спокойно, хоть и на повышенных тонах и с постоянным вскакиванием из кресел, провести час в активной полемике. Затем не выдержал правозащитник Бека Миндиашвили, который вместе с несколькими соратниками принял решение покинуть зал, в связи с чем трансляция была прервана.
На выходе из студии Миндиашвили уже поджидали. Как рассказала ведущая программы Нино Джангирашвили, группа агрессивно настроенных представителей "Союза православных родителей" начала провоцировать правозащитника, что в конечном итоге переросло в драку. Разнимать дерущихся кинулись сотрудники телеканала и владелец "Кавкасии" Давид Акубардия, и им тоже досталось. Первоначально сообщалось, что на выходе из студии был избит не правозащитник, а сам автор скандальной книги Эрекле Дейсадзе, однако впоследствии эта информация подтверждения не получила.
Весть о нападении на Миндиашвили вызвала бурю эмоций в студии программы "Барьер". Завязалась потасовка, к которой присоединились участники уличной драки, в том числе Акубардия, а также люди в одежде священнослужителей. Прямая трансляция из студии, несмотря на то что среди пострадавших оказались пять операторов "Кавкасии", не прекращалась. Нино Джангирашвили удалось вызвать полицию, которая и повязала предполагаемых зачинщиков разгрома студии.
В отделение доставили восьмерых подозреваемых: Левана Чачуа, Авто Зумбадзе, Левана Турашвили, Давида Шаламберидзе, Георгия Габедаву, Рати Маисурадзе, Шоту Апхаидзе и Звиада Блиадзе. Впоследствии Леван Турашвили был освобожден, так как оказался непричастен к инциденту. 10 мая всем оставшимся задержанным предъявили обвинения по статьям 154 ("создание помех журналистам в выполнении профессионального долга") и 239 ("хулиганство") УК Грузии и назначили по 2 месяца предварительного заключения.
С мнением следствия, которое сочло события в телестудии актом, направленным против журналистов, согласился и президент Грузии Михаил Саакашвили. Он заявил, что все напавшие на журналистов лица должны ответить за свои действия по закону. Между тем Нино Джангирашвили уже после программы заявила, что арест Левана Чачуа, который был гостем студии, неправомерен, так как тот не участвовал в драке. "Я хочу справедливости, а не мести", - рассказала она.
На этом, вроде бы, история с погромом на канале "Кавкасиа" должна была закончиться и потихоньку забыться, но масла в огонь подлил уже упоминавшийся основатель "Национального православного движения" Гулашвили. В понедельник, 10 мая, стало известно, что он не пришел в прокуратуру, где у него должны были взять свидетельские показания, и вообще вроде как покинул страну и обосновался в Южной Осетии. Сообщалось, что Гулашвили пересек грузино-югоосетинскую границу тайно.
Позднее с комментарием по этому поводу выступил заместитель главного редактора подконтрольной Гулашвили Georgian Times Фридон Дочия и заявил, что бизнесмен Грузию не покидал и находится в данный момент в одном из монастырей. Что он там делает, Дочия не уточнил.
Сам Гулашвили уже во вторник в публикации на сайте Georgian Times рассказал о своем видении ситуации и, в частности, упомянул, что если канал "Имеди" не прекратит очернять его честное имя, то он попросит политического убежища в какой-нибудь европейской или азиатской стране, где уважают демократические ценности. Также Гулашвили высказал озабоченность в связи с событиями в студии "Кавкасии", которые, по его мнению, были спровоцированы, и назвал их недопустимыми. Учитывая риторику самого Гулашвили в эфире скандальной программы, обвинения в провокации потасовки выглядят несколько странными.
Таким образом, конфликт по поводу пяти рассказов малоизвестного начинающего автора, которые, как отметил поэт Гиорги Кекелидзе, даже не стоит воспринимать всерьез, перерос из студенческих выступлений в самое настоящее уголовное дело. К счастью, Грузинская православная церковь, несмотря на многочисленные призывы радикалов, остается в стороне от скандальных событий и просит политиков перестать использовать свой авторитет в корыстных интересах.
Павел Борисов