Интернет и СМИ
23:25, 11 мая 2010

Прослушайте, пожалуйста, сообщение Skype пустит к себе рекламодателей

Александр Амзин (журналист, независимый медиаконсультант)

Гендиректор Skype Джош Силверман сделал довольно неожиданное заявление. Он сообщил The Daily Telegraph, что компания, возможно, подзаработает на рекламе. Чего именно ждать абонентам, он не уточнил, и главное - не объяснил, что толкает сервис на такие меры.

Skype переживает сложный период. Полгода назад интернет-аукцион eBay продал пулу инвесторов контрольный пакет Skype примерно за два миллиарда долларов. У самого eBay при этом осталось 30 процентов компании. Надо думать, что новые собственники решили монетизировать сервис.

В самом Skype зарегистрировано свыше 500 миллионов учетных записей. При этом активных пользователей, каждый день выходящих в Сеть, только 42,2 миллиона. По крайней мере, столько их было в первом квартале 2009 года, то есть свыше года назад.

В тот период выручка Skype составила 153 миллиона долларов. Это сравнительно немного, если учесть огромные затраты на видеофонный трафик, которые несет Skype, предлагая бесплатные звонки "пользователь-пользователь".

Платные же звонки со Skype на мобильники и стационарные телефоны слишком дешевы. Skype сам загнал себя в ловушку. Операторы связи не раз сетовали на слишком низкие расценки сервиса, из-за которых их бизнес становится нерентабельным. У Skype же показатель ARPU (выручка на пользователя) в несколько раз меньше, чем в среднем по рынку традиционной связи.

Это плохо для бизнеса в целом - деньги, которые кладут на счет абоненты, тратятся очень медленно и нерегулярно. Skype и раньше с этим боролся, пытаясь обнулить счета пользователей, долгое время не выходивших на связь.

Сейчас сервис придумывает новые способы получения выручки. В частности, в начале мая он предложил новые тарифы на международную связь, в том числе безлимитные и с определенным числом включенных минут. Цена минуты в них ниже в два раза, зато данная схема оплаты гарантирует Skype поступление средств и их списание по прошествии установленного периода.

Кроме того, несколько дней назад было объявлено о запуске нового сервиса - многопользовательских видеоконференций, где могут одновременно общаться до пяти человек. Сейчас бесплатно доступна бета-версия услуги. После выпуска окончательной версии будет введена абонентская плата.

Не удивительно, что Skype, постепенно переходящий на абонентскую плату, обратился к рекламе, монетизируя ту часть аудитории, которая звонит друг другу через интернет, тратит трафик и ничего не приносит сервису.

Гораздо удивительнее то, что мы до поры не замечали рекламных объявлений. PR-менеджер Skype Брайан О’Шоннеси между тем сообщил, что Skype размещал рекламу в клиенте в течение многих лет - как динамический контент. Речь, вероятно, идет о небольшом баннере, на котором многие никогда не видели ничего, кроме рекламы сервисов самого Skype.

Очевидно, Силверман говорил The Daily Telegraph о какой-то другой рекламной стратегии. Он сам признает, что это будет непросто, так как пользователи относятся к общению в Skype как к чему-то очень личному. В то же время он подчеркнул, что "как мы думаем, наши пользователи ждут от нас подобного шага, благодаря которому мы можем оставаться бесплатными", и пообещал ввести рекламу "изящно".

В свою очередь, О’Шоннеси, комментируя высказывания своего босса, также аккуратно сообщил, что компания постоянно изучает новые интересные способы радовать пользователей и исследует новые виды рекламы как метод финансирования этих инноваций.

Надо сказать, что представить себе интересную функцию, ради которой 42 миллиона пользователей согласились бы смотреть рекламу во время "чего-то очень личного", непросто.

< Назад в рубрику