Гендиректор Skype Джош Силверман сделал довольно неожиданное заявление. Он сообщил The Daily Telegraph, что компания, возможно, подзаработает на рекламе. Чего именно ждать абонентам, он не уточнил, и главное - не объяснил, что толкает сервис на такие меры.
Skype переживает сложный период. Полгода назад интернет-аукцион eBay продал пулу инвесторов контрольный пакет Skype примерно за два миллиарда долларов. У самого eBay при этом осталось 30 процентов компании. Надо думать, что новые собственники решили монетизировать сервис.
В самом Skype зарегистрировано свыше 500 миллионов учетных записей. При этом активных пользователей, каждый день выходящих в Сеть, только 42,2 миллиона. По крайней мере, столько их было в первом квартале 2009 года, то есть свыше года назад.
В тот период выручка Skype составила 153 миллиона долларов. Это сравнительно немного, если учесть огромные затраты на видеофонный трафик, которые несет Skype, предлагая бесплатные звонки "пользователь-пользователь".
Платные же звонки со Skype на мобильники и стационарные телефоны слишком дешевы. Skype сам загнал себя в ловушку. Операторы связи не раз сетовали на слишком низкие расценки сервиса, из-за которых их бизнес становится нерентабельным. У Skype же показатель ARPU (выручка на пользователя) в несколько раз меньше, чем в среднем по рынку традиционной связи.
Это плохо для бизнеса в целом - деньги, которые кладут на счет абоненты, тратятся очень медленно и нерегулярно. Skype и раньше с этим боролся, пытаясь обнулить счета пользователей, долгое время не выходивших на связь.
Сейчас сервис придумывает новые способы получения выручки. В частности, в начале мая он предложил новые тарифы на международную связь, в том числе безлимитные и с определенным числом включенных минут. Цена минуты в них ниже в два раза, зато данная схема оплаты гарантирует Skype поступление средств и их списание по прошествии установленного периода.
Кроме того, несколько дней назад было объявлено о запуске нового сервиса - многопользовательских видеоконференций, где могут одновременно общаться до пяти человек. Сейчас бесплатно доступна бета-версия услуги. После выпуска окончательной версии будет введена абонентская плата.
Не удивительно, что Skype, постепенно переходящий на абонентскую плату, обратился к рекламе, монетизируя ту часть аудитории, которая звонит друг другу через интернет, тратит трафик и ничего не приносит сервису.
Гораздо удивительнее то, что мы до поры не замечали рекламных объявлений. PR-менеджер Skype Брайан О’Шоннеси между тем сообщил, что Skype размещал рекламу в клиенте в течение многих лет - как динамический контент. Речь, вероятно, идет о небольшом баннере, на котором многие никогда не видели ничего, кроме рекламы сервисов самого Skype.
Очевидно, Силверман говорил The Daily Telegraph о какой-то другой рекламной стратегии. Он сам признает, что это будет непросто, так как пользователи относятся к общению в Skype как к чему-то очень личному. В то же время он подчеркнул, что "как мы думаем, наши пользователи ждут от нас подобного шага, благодаря которому мы можем оставаться бесплатными", и пообещал ввести рекламу "изящно".
В свою очередь, О’Шоннеси, комментируя высказывания своего босса, также аккуратно сообщил, что компания постоянно изучает новые интересные способы радовать пользователей и исследует новые виды рекламы как метод финансирования этих инноваций.
Надо сказать, что представить себе интересную функцию, ради которой 42 миллиона пользователей согласились бы смотреть рекламу во время "чего-то очень личного", непросто.