Мир
13:34, 13 мая 2010

Договорились Правительство Великобритании возглавил Дэвид Кэмерон

Константин Бенюмов

Спустя неделю после парламентских выборов, большинства на которых не получила ни одна партия, в Великобритании начало работу коалиционное правительство. Лейбористам, которые находились у власти 13 лет, места в новом кабинете министров не нашлось. Управлять страной будут консерваторы в тандеме с либеральными демократами.

Как только стало понятно, что безоговорочных победителей на выборах не будет (а предварительные результаты появились уже через час после закрытия избирательных участков 6 мая), между членами двух крупнейших партий началась ожесточенная борьба за право сформировать коалицию. При том, что и консерваторы, и лейбористы нуждались в поддержке третьей партии - либеральных демократов, переговоры фактически свелись к борьбе за благосклонность их лидера, 43-летнего Ника Клегга. Он в итоге и выбрал Великобритании премьер-министра.

Битва за Клегга

Формально право первого хода в формировании коалиции принадлежало Гордону Брауну, как главе все еще действовавшего на тот момент правительства лейбористов. Однако Клегг объявил, что сперва выслушает предложение лидера Консервативной партии Дэвида Кэмерона, а уж потом встретится с Брауном. Такое нарушение протокола никого не смутило, главным образом потому, что союз либеральных демократов с правоцентристскими тори представлялся слишком уж маловероятным.

Конечно, Лейбористская партия уступила консерваторам по числу мест в избранном 6 мая "подвешенном" парламенте, и для создания коалиции ей, кроме либеральных демократов, потребовалась бы поддержка еще нескольких более мелких партий. Однако все остальные доводы свидетельствовали в пользу союза Брауна и Клегга.

На протяжении всей предвыборной кампании либеральные демократы выступали с позиций, значительно более близких к идеям лейбористов. В частности, партия Ника Клегга выступала резко против плана Консервативной партии урезать бюджетные расходы на 6 миллиардов фунтов стерлингов. К тому же Гордон Браун был готов предложить либеральным демократам реформу мажоритарной избирательной системы, во многом благодаря которой сторонники Клегга получили в парламенте всего 57 мест из 650. Когда же 10 мая Браун объявил, что готов ради союза с Клеггом уйти с поста премьер-министра и лидера партии, очень многие уверились, что лейбористам все-таки удастся удержаться у власти.

После того как все предложения были сделаны, слово оставалось за Ником Клеггом. 11 мая Гордон Браун дожидался на Даунинг-стрит его звонка. Ближе к вечеру Клегг позвонил и сообщил, что выбрал Кэмерона. Этот звонок подвел черту под надеждами лейбористов сформировать четвертое правительство подряд. Консерваторы смогли сделать либеральным демократам более выгодное предложение, и премьер-министром Великобритании стал Дэвид Кэмерон.

43-летний Кэмерон возглавил Консервативную партию в 2005 году, после третьих по счету выборов, выигранных лейбористами во главе с Тони Блэром. В течение пяти лет он возглавлял теневой кабинет и был лидером оппозиции. Для него, как и для Брауна и Клегга, прошедшие выборы стали первыми в карьере. С его фигурой связывали модернизацию консерваторов, и именно эта, отчасти парадоксальная, идея легла в основу предвыборной платформы Кэмерона.

Однако несмотря на очевидное возрождение Консервативной партии, обусловленное в том числе и усталостью общества от долгого пребывания у власти лейбористов, из необходимых для единоличного формирования правительства 326 мест в Палате общин Кэмерон сумел получить только 305. Зато с помощью 57 кресел либеральных демократов коалиция получила уверенное большинство, а Дэвиду Кэмерону удалось-таки въехать в резиденцию на Дауниг-стрит на правах хозяина.

Правительство уступок

Созданная вечером 11 мая коалиция - первая за 70 лет - стала торжеством политического прагматизма. Чтобы не дать лейбористам остаться у власти, тори были вынуждены пойти на очень значительные уступки. Но и либеральным демократам пришлось отказаться от некоторых своих ключевых предвыборных обещаний.

Ник Клегг получил в новом правительстве пост заместителя премьер-министра. Кроме того, в состав кабинета войдут еще четверо министров от либеральных демократов. По оценкам BBC News, сторонникам Клегга достанутся еще около 20 должностей в правительстве и государственном аппарате. Ключевые министерские посты достанутся консерваторам. Так, главой МИД назначен Уильям Хейг (William Hague), бывший лидер консерваторов, прослывший в Великобритании ксенофобом. Канцлером казначейства стал ближайший соратник Кэмерона Джордж Осборн (George Osborne), а министерство обороны возглавил Лиам Фокс (Liam Fox). Министром внутренних дел назначена ветеран-консерватор Тереза Мэй (Theresa May).

Консерваторам удалось настоять еще на одном принципиальном моменте: Клегг согласился в течение 50 дней принять вместе с тори чрезвычайный бюджет, который предусматривает сокращение расходов. В ходе теледебатов Клегг убежденно доказывал, что такой шаг чреват экономическим кризисом. Еще одна серьезная победа Кэмерона - ввод годовой квоты на въезд в Великобританию иностранных работников и студентов. К тому же либеральные демократы пообещали не настаивать на амнистии нелегальных мигрантов. Как пишет BBC News, партия Клегга также отказалась от возражений против обновления британской ракетно-ядерной программы "Trident". По данным The Times, договоренность оставляет за либеральными демократами право голосовать по этому вопросу против.

Сторонники Клегга смогли убедить партнеров в необходимости реформы избирательной системы. Так, в планы нового правительства входит ввести выборность Палаты лордов и провести референдум по переходу на пропорциональное голосования в Палату общин. Также планируется уравнять избирательный округа по количеству населения и ввести фиксированный срок работы парламента - пять лет.

Еще одна победа либеральных демократов лежит в сфере налоговой политики. Им удалось не допустить повышения не облагаемого налогом наследства до 1 миллиона фунтов. Также им удалось настоять на значительных налоговых льготах для малообеспеченных слоев населения, и компенсировать эти издержки правительству придется за счет повышения налогов на продажу недвижимости и ценных бумаг.

На первой совместной пресс-конференции Кэмерон пообещал британцам стабильную и работоспособную коалицию, а Клегг заверял, что договоренность с консерваторами вполне отражает чаяния голосовавших за него избирателей. Тем не менее, очевидно, что при обсуждении деталей партнерства оба руководствовались вполне понятными соображениями: Кэмерону нужно было во что бы то ни стало прийти к власти, а Клеггу - максимально выгодно использовать свою незаменимость.

В результате обеим партиям пришлось пожертвовать рядом принципиальных моментов, и достигнутый компромисс может стоить некоторого количества голосов. Сейчас, когда выборы уже выиграны, это может казаться не столь важным, но в перспективе чревато изменением баланса сил в пользу лейбористов, которые пока что остаются весьма значительной силой в британской политике.

< Назад в рубрику