Следственный комитет решил не отступаться от самого богатого чиновника в московском правительстве и возбудил в отношении вице-мэра Москвы и главы Москонтроля Александра Рябинина второе за последние пару месяцев дело - по подозрению во взятке. Обстоятельства остались неизменными: заместителя Лужкова подозревают в вымогательстве помещения под бутик для своей дочки.
Александр Рябинин - фигура в московском правительстве далеко не самая публичная. Большинство не связанных со строительным бизнесом людей о существовании этого чиновника, контролирующего заключение инвестиционных контрактов с городом, узнало лишь в конце марта, когда московское управление Следственного комитета при прокуратуре завело на вице-мэра дело о злоупотреблении должностными полномочиями.
Как стало известно из просочившихся в прессу деталей дела, возбуждено оно было после обращения предпринимателя Сергея Гляделкина, руководителя ЗАО "Управляющая компания 'Авеню менеджмент'". Его фирма должна была заниматься реконструкцией и застройкой двух микрорайонов в Левобережном районе Москвы. Для того чтобы приступить к выполнению рассчитанного на несколько лет вперед контракта, Гляделкину необходимо было согласовать строительные планы с Москонтролем.
В заявлении Гляделкина говорилось, что согласование неоднократно затягивалось, пока наконец глава Москонтроля Александр Рябинин не предложил "ускорить" процесс. Естественно, не из бескорыстных побуждений: за свои услуги Рябинин якобы попросил предпринимателя отдать ему помещение площадью 200 квадратных метров на улице Бахрушина , что в центре Москвы. Помещение по документам было продано дочери чиновника Яне Рябининой за 5,9 миллиона рублей, что примерно в 10 раз меньше его реальной стоимости, но и этих денег Гляделкин не получил. По данным "Времени новостей", цена согласования контракта могла быть еще выше - издание пишет, что Рябинин требовал в дополнение к помещению под бутик 2 миллиона долларов наличными. В итоге Гляделкин решил пожаловаться на чиновника в ФСБ.
Существует и другая версия событий, которую приводит "Русский Newsweek" со ссылкой на анонимный источник в мэрии Москвы. Согласно ей, Рябинин был фактическим совладельцем строительства на улице Бахрушина еще до того, как в 2005 году пришел в столичную администрацию. Помещение он себе якобы забрал после успешной реализации проекта в соответствии с договоренностью с партнером, а весь шум был поднят после того, как о договоре Рябинина и Гляделкина узнали некие заинтересованные лица. Появление в данной ситуации Яны Рябининой объясняется тем, что чиновник участвовал в проекте не напрямую.
Личность самого заявителя довольно примечательна. Сергей Гляделкин не чужой человек не только в строительном бизнесе, но и в столичной администрации. С 1998 по 2005 годы он работал в московском стройкомплексе и, в частности, возглавлял ГУП "Москва-Центр", отвечавшее, как это следует из названия, за застройку центральных районов города.
Гляделкин также оказался замешанным в строительных скандалах. В частности, с его именем связывают историю с возведением жилищного комплекса "Северный парк" на Ленинградском шоссе. Строительство обещали завершить в 2003 году, однако оно не закончено до сих пор. Дольщики неоднократно писали по этому поводу письма и президенту Дмитрию Медведеву, и префекту Северного административного округа Олегу Митволю. Застройщиком "Северного парка" является компания ООО "ЭТО-С", входящая в структуры "Авеню менеджмент".
Возбуждение уголовного дела против Рябинина вызвало бурную реакцию в московском правительстве. Сперва первый заместитель мэра в правительстве Москвы Юрий Росляк назвал Рябинина жестким и принципиальным защитником интересов города, а затем и сам Лужков выступил в защиту своего зама. По словам столичного мэра, Рябинин занимается довольно конфликтной деятельностью и неугоден многим бизнесменам, чьи контракты он не удовлетворил.
Также в московской мэрии подвергли сомнению и размер взятки, который вряд ли мог заинтересовать богатого чиновника, до поступления на госслужбу проработавшего около 15 лет на руководящих должностях в ряде строительных компаний. Точных данных о состоянии Рябинина нет, однако по итогам 2009 года он заработал больше всех московских чиновников - 23,57 миллиона рублей. Для сравнения, идущий на втором месте Лужков заработал лишь около 8 миллионов.
Дело Рябинина в московской администрации сравнили с делами первого заместителя руководителя департамента имущества правительства Москвы Владимира Авекова и начальника департамента финансов города Юрия Коростелева, которые ничем толком не закончились.
Вскоре фамилия Рябинина на непродолжительный срок заняло место в списке несправедливо обвиненных московских чиновников. Причиной к этому стали нарушения, которые следователи допустили в ходе подготовки материалов по его делу. Там, в частности, не содержалось данных о реальной стоимости помещения, которое стало объектом взятки, не описывался круг обязанностей Рябинина и отсутствовали другие мелочи. В прокуратуре Москвы решили, что все эти ошибки чрезвычайно важны и постановление о возбуждении уголовного дела по статье 285 УК РФ в отношении вице-мэра отменили. Все процедуры заняли три дня . В СКП еще попытались обжаловать решение в Генпрокуратуре, но первый заместитель генерального прокурора России Александр Буксман был непреклонен и поддержал решение нижестоящей инстанции.
Казалось бы, у СКП не осталось никаких путей для наступления на чиновника, особенно если учесть натянутые отношения между этим ведомством и Генпрокуратурой. Тем не менее, следователи придумали выход и завели на Рябинина новое дело. Изменилась в нем только формулировка - теперь Рябинина подозревают по части четвертой статьи 290 УК РФ ("получение взятки в особо крупном размере"), а сама суть осталась прежней.
По второму кругу за московского чиновника, который хоть и исправно ходил на беседы со следователями, но от публичных выступлений воздерживался, вступаться пока не начали. Учитывая предыдущий опыт СКП, можно предположить, что и от ошибок в подготовке материалов следователи в новом деле избавились. Даже если дело Рябинина на этот раз и не дойдет до суда, то "испариться" в трехдневный срок у него уже не получится.
Павел Борисов