Культура
22:42, 21 мая 2010

Кража с зеленым горошком Парижский музей оказался беззащитен перед ворами

Кирилл Головастиков

Утром 20 мая сотрудники парижского Музея современного искусства (Musee d'Art Moderne de la Ville de Paris, он недалеко от Елисейских полей), совершавшие обход, не досчитались пяти картин. Выяснилось, что за ночь под носом у трех охранников музей обокрали на Пикассо, Матисса и не только.

Полный список украденного выглядит так: "Голубь с зеленым горошком" (Le pigeon aux petits pois, 1912) Пабло Пикассо, "Пастораль" (Le pastorale, 1905) Анри Матисса, "Олива близ Эстака" (L'olivier pres de l'Estaque, 1906) Жоржа Брака, "Женщина с веером" (La femme a l'eventail 1919) Амедео Модильяни и "Натюрморт с подсвечниками" (Nature morte aux chandeliers, 1922) Фернана Леже.

Всезнающий критик The Guardian Джонатан Джаспер сразу же объяснил, что потеряли любители искусства из-за кражи. Картина Матисса, оказывается, - это важный шаг художника на пути к открытию идиллического мира чистых цветов и раскрепощенного Эроса. "Воры украли саму Аркадию", - поэтично говорит колумнист. В контрастных, насыщенных цветах работы Брака сказывается одновременно влияние Матисса и фовистов - пейзаж передает зрителю ощущение жары. Наконец, "гастрономическая" картина Пикассо - манифест кубизма. Художник разъял реальность на составляющие, так же как проголодавшийся гурман разделывает птицу; узнаваемые очертания предметов торчат из реальности, как кости из мяса. Серьезная потеря, согласимся с критиком и мы.

Вор, по всей видимости, работал один: по крайней мере камеры наблюдения зафиксировали лишь одну фигуру, покидающую музей. Полиция отметила, что преступник работал не в спешке: он аккуратно вынул холсты из рам, а не вырезал их. После этого пять полотен было не трудно вынести, свернув в рулон. Все дело отняло у преступника 15 минут.

Сотрудники музея обнаружили, что одно из окон было разбито, а висячий замок - сломан. Однако как вору удалось обмануть сигнализацию? Оказалось, как раз с этим у него трудностей не возникло: система оповещения была сломана и ждала починки еще с конца марта. Откуда об этом мог знать похититель, полиции еще предстоит выяснить; нельзя исключить, что именно знание о незащищенности музея сподвигло преступника на кражу.

Данные о совокупной стоимости похищенных работ разнятся: музей предположил, что она составляет около 100 миллионов долларов, а в офисе парижского прокурора назвали сумму, в пять раз большую. Следователи, по всей видимости, с оценкой немного перегнули: так, The Guardian пишет, что самые ценные похищенные картины, Пикассо и Матисс, оцениваются в 23 и 15 миллионов соответственно.

Завышение стоимости, однако, можно понять: кому не хочется расследовать крупнейшее похищение произведений искусства в истории? С 500 миллионами евро у парижан был бы шанс обогнать ограбление музея Изабеллы Стюарт Гарднер, произошедшее в Бостоне в 1990 году. Тогда добычей преступников стали не только картины импрессионистов - Моне и Дега, - но и старые мастера, в том числе картина Вермеера "Концерт" (всего нам известно 35 или около того работ художника из Делфта) и три Рембрандта, в частности - его единственный морской пейзаж.

В любом случае стоит учитывать, что речь идет только о теоретической, а не о рыночной стоимости работ, которые не выставлялись на продажу. После похищения этого тем более не случится: картины невозможно продать в открытую, они слишком известны. "Каждый раз, когда такое происходит, мы недоумеваем, зачем преступники это сделали, ведь им будет так трудно продать картины", - сказал Стефан Тефо (Stephane Thefo), специалист Интерпола по краже произведений искусства. В СМИ тут же появилась версия о том, что картины украли "под заказ" - однако тогда приходится представить себе коллекционера, который так любит живопись XX века, что готов рискнуть и нанять вора, и при этом так скромен, что готов никогда не показывать свои сокровища. На ум приходит разве что мистер Бернс из "Симпсонов", как известно, заказавший себе Вермеера. Версию, что вор украл Пикассо и Матисса "для себя", обсуждать не будем.

Парижская кража стала крупнейшей с февраля 2008 года, когда из музея в Цюрихе пропали Дега, Сезанн, Моне и Ван Гог. Между этими двумя датами - две кражи, произошедшие на юге Франции: воры унесли пастель Дега, одолженную марсельской галерее музеем Орсе, и разорили частную коллекцию, оценивавшуюся в миллион евро.

Впрочем, нельзя сказать, что публика от кражи из Музея современного искусства только пострадала. Благодаря кинематографу и беллетристике мы давно уже научились получать эстетическое удовольствие от историй о краже картин не меньше, чем от самих картин.

< Назад в рубрику