Бывший СССР
21:40, 21 мая 2010

День конституции Киргизская власть подготовила главный документ страны

Временное правительство Киргизии выполнило свою первоочередную задачу и опубликовало текст новой конституции республики. 27 июня по нему состоится всенародный референдум, и если конституцию примут, то республику ждут большие перемены.

Окончание работ над новой конституцией подвело своеобразный итог под государственным переворотом в Киргизии, а ее текст очертил дальнейшее будущее республики. В том случае, конечно, если конституцию не отменят через год после принятия, как уже бывало при Курманбеке Бакиеве - в 2005 году революционеры тоже хотели узаконенных демократических свобод.

Новый порядок

Сильнее всего бросаются в глаза изменения в полномочиях парламента - Жогорку Кенеша и президента Киргизии. Как это и задумывалось пять лет назад, президентская власть в новой версии конституции сильно обрезана, а сам президент избирается сроком на шесть лет (раньше было пять) и только однажды. Таким образом, исключается возможность долговременного пребывания у власти одного и того же человека. Конечно, при условии соблюдения конституционных норм, что в последнее время в Киргизии происходит нечасто.

Если не вдаваться в подробности перераспределения полномочий, форма правления в Киргизии сменится с президентской (скорее даже "суперпрезидентской") республики на парламентскую. Правительство будет отчитываться не перед президентом, а перед парламентом, и именно Жогорку Кенеш будет наделен основными законодательными полномочиями. К примеру, законы о бюджете и налоговой политике требуют обязательного подписания президентом, и вернуть их в парламент лидер государства не сможет.

Президент лишится не только полномочий, но и безоговорочной неприкосновенности. По особым случаем Жогорку Кенеш получает право отрешить президента от исполнения обязанностей и предать его правосудию в случае наличия веских доказательств вины. По желанию только одной партии сделать это не удастся, так как численность фракций в 120-местном парламенте ограничена 65 депутатами, а для отрешения президента от должности нужно не не менее двух третей голосов.

Таким образом, благодаря конституционным реформам исключается ситуация, когда власть будет сосредоточена в одних руках, как это уже было с Аскаром Акаевым и Бакиевым. Впрочем, "революция тюльпанов", в ходе которой Бакиев пришел к власти, задумывалась с той же целью.

Многие другие пункты по сравнению со старой редакцией конституции не поменялись или поменялись незначительно. Отдельно стоит отметить вопросы о религиозном статусе государства и о действующих в Киргизии языках. Несмотря на призывы некоторых слоев населения русский язык не потерял статуса официального и соседствует в конституции с государственным киргизским. Республика, где большинство населения исповедает ислам, осталась светским государством - но в данном случае нарекания вызывала лишь формулировка, так как с киргизского слово "светский" переводится примерно как "без религии".

Новый лидер

Отдельно от конституции в Киргизии на днях была устранена неясность относительно статуса Розы Отунбаевой, возглавившей правительство после переворота. Особым декретом она наделена полномочиями президента страны на переходный период, который продлится аж до 31 декабря 2011 года.

Согласно декрету Отунбаева не имеет права состоять ни в какой политической партии и принимать участия в президентских выборах. О своем уходе из Социал-демократической партии она рассказала сразу после принятия постановления, а о нежелании претендовать на пост обычного, не временного, президента Отунбаева заявляла и ранее.

Работа "переходного" президента первое время будет регламентирована версией конституции от 23 октября 2007 года, принятой еще при Бакиеве. После избрания нового состава Жогорку Кенеша (выборы в парламент намечены на 10 октября) и утверждения состава правительства политическая жизнь в Киргизии начнется в соответствие с новой конституцией. До этого времени Отунбаева также будет совмещать должности президента и премьер-министра.

Настороженность вызывает только чрезмерно долгий переходный период - практически два года. За это время в стране, где народ в последние годы предпочитает высказывать несогласие с политикой властей на улицах, много всего может произойти. Как рассказал замглавы временного правительства Омурбек Текебаев, в меньшие сроки управиться никак нельзя, так как проведение президентских выборов и парламентских с разницей даже в полгода восстановлению стабильности в республике никак не поспособствует.

Новое время

Волнения в Киргизии понемногу начинают сходить на нет, и вспыхнувшая вроде бы волна недовольств в Джалалабаде сошла на нет. Правда, поводом для начавшихся 19 мая волнений стали уже не политические, а этнические разногласия между киргизскими и узбекскими общинами на юге страны.

Очевидно, что референдум по конституции спровоцирует новые волнения. Бакиев хоть и остается в Минске под защитой Александра Лукашенко, но имеет определенное влияние в Киргизии, и попытки правительства Отунбаевой добраться до бывшего киргизского президента будут только обострять обстановку. Генпрокуратура Белоруссии уже получила документы на экстрадицию Бакиева, но Лукашенко уже пообещал своего "друга Курманбека" в обиду не давать.

Референдум по конституции станет важным испытанием для временного правительства, причем как с технической стороны - в плане способности организовать демократическое волеизъявление, так и с политической. По сути, на референдуме будет решаться не судьба новой конституции, а вопрос о доверии временному правительству.

Павел Борисов

< Назад в рубрику