Новая игра Alan Wake начинается с цитаты из Стивена Кинга, с рассуждений известного американского писателя о сути кошмаров и поэзии страха. Эти слова появляются в игре неспроста - впереди геймеров действительно ожидают десять часов настоящего ужаса, природу которого, как это часто бывает в хороших произведениях подобного жанра, нормальный человек не в силах объяснить или понять.
В основе всей истории лежит кошмар, и главный герой игры, молодой писатель Алан Уэйк, этого не скрывает. Он рассказывает о том, как однажды ехал на машине к маяку, как сбил человека, как этот человек ожил и стал гоняться за ним с топором, как он, наконец, добрался до пункта назначения и... проснулся. Причем проснулся лишь для того, чтобы наяву погрузиться в тот кошмар, который только что видел во сне.
Странное дело - когда пытаешься описать ощущения от игры Alan Wake, пальцы как-то сами перестают попадать по клавиатуре. Ступор. Ни строчки. Нечто похожее творится и с самим Аланом - его последняя книга вышла больше двух лет назад, и с тех пор он не может написать ничего нового. Чтобы развеяться, он отправляется в крохотный городок Брайт Фоллс, расположенный в горах на северо-западе США. Там он сначала теряет жену, а потом постепенно начинает терять рассудок.
На ровном месте на Уэйка без каких-либо причин начинают нападать одержимые темными силами жители маленького городка. Кажется, что мало кого могут напугать обычный лесник, работник автозаправки или, скажем, смотритель захолустного музея. Поверьте, в Alan Wake - могут. Окутанные тьмой противники нападают на сходящего с ума писателя, сопровождая яростные атаки не привычными боевыми выкриками, а обычными фразами, которые они при жизни произносили по двадцать раз на дню. Тональность голоса "одержимых" постоянно меняется, и от произнесенной врагом безобидной просьбы не трогать экспонаты руками по коже пробегает холодок.
Динамика и развитие сюжета в Alan Wake кажутся чуждыми миру видеоигр. Скорее то, что происходит в триллере от Remedy, больше похоже на высокобюджетный сериал, снятый под впечатлением от дюжины произведений Кинга. Причем влияние как сериалов, так и книг легендарного писателя подчеркивали и сами разработчики. От Кинга игре достались архетип главного героя, окружение, а кое-где - даже целые эпизоды, тщательно воссозданные в игре. О влиянии сериалов в Alan Wake говорит прежде всего структура - игра разделена на 8 серий, каждая из которых заканчивается "на самом интересном месте" и начинается с краткого содержания предыдущего эпизода.
Помимо самого сюжета, развитие которого и без того создает атмосферу погружения в настоящий триллер, нагнетают обстановку и разбросанные по уровням фрагменты ненаписанной книги Уэйка, в мире которой поневоле оказался заточен автор. Вырванные страницы проясняют игроку детали сюжета, но, самое главное, в них описываются ситуации, в которых предстоит побывать главному герою. Каждый раз, поднимая страницу, испытываешь смешанные чувства: вроде тебе хочется узнать, что же будет дальше, а с другой стороны - лучше бы ты не читал живописный пассаж о внезапно взревевшей за спиной героя бензопиле. Неизвестно, что лучше - идти по сюжету вслепую, либо же смиренно ждать упомянутой в манускрипте засады и бояться каждого угла.
Get the Flash Player to see this player.
Написанный создателем и некогда "лицом" серии Max Payne Сэмом Лейком великолепный сценарий и диалоги, равно как и простая, но отлично работающая игровая механика, позволяют закрыть глаза на два основных недостатка игры. Во-первых, с технической точки зрения, к сожалению любителей посчитать пиксели и порассуждать о шейдерах, Alan Wake не блещет. В темных локациях игра выглядит отлично, однако когда в Брайт Фоллс рассветает, к некоторым стенам и объектам вплотную лучше не подходить. Персонажи могут показаться грубоватыми в сравнении с героями других игр жанра, той же Resident Evil, например.
Во-вторых, людей, за плечами которых хотя бы пара частей Silent Hill, Forbidden Siren или Fatal Frame, напугать всерьез новая игра вряд ли сможет. Но здесь сразу нужно оговориться - делать из Alan Wake полноценный ужастик, от которого прошибает холодный пот и который заставляет особо чувствительных геймеров закрывать глаза на страшных сценах, авторы не собирались. Они хотели сделать триллер, способный пощекотать нервы. В результате Брайт Фоллс даже днем выглядит неуютно, а ночью, со всеми этими раскачивающимися от ветра черными деревьями и возникающими из ниоткуда порождениями тьмы, из него и вовсе хочется убежать поскорее.
Создатели Alan Wake решили особо не мудрить; они обратились к распространенной фобии - к боязни темноты, сделав так, чтобы эта темнота обрела некую материальную форму. В конечном итоге получилось довольно странно - даже тот игрок, который никогда от подобных страхов в жизни не страдал, все равно инстинктивно радуется каждому фонарю, под которым можно почувствовать себя в безопасности. Пусть и ненадолго.
Финская студия Remedy Entertainment молчала семь долгих лет, с 2003 года, когда в продажу поступила игра Max Payne 2: The Fall of Max Payne. Большую часть этого времени разработчики потратили на создание Alan Wake. А конкретно: на создание интригующей истории, четко структурированного сценария, на подбор удивительно уместных цитат. В конечном итоге на свет появилась игра Alan Wake - лучший, без сомнения, триллер из всего, что выходило в жанре за последние два-три года.
На этом фоне рассуждения самих разработчиков о том, что разбивка Alan Wake на эпизоды "позволит геймерам забросить игру на недельку-другую, а потом вернуться и все вспомнить", выглядят лукавством. Отказывать себе в удовольствии запустить следующий эпизод сразу же после окончания предыдущего попросту не хочется.