Экономика
13:43, 25 мая 2010

Из Twitter в небо Записи в блоге сорвали переговоры British Airways с профсоюзом бортпроводников

Татьяна Ершова

Бортпроводники профсоюза Unite, не договорившись с руководством британского авиаперевозчика British Airways, объявили о трех пятидневных забастовках в мае и июне текущего года. Отчаянным попыткам сторон преодолеть конфликт помешал представитель профсоюза, участвовавший в переговорах и рассказавший о ходе дискуссий в Twitter. Сообщения из блога указали сотням разъяренных демонстрантов на место заседания. Они-то и сорвали переговоры профсоюзов и British Airways.

Разрешенная забастовка

В ночь на 24 мая несколько тысяч бортпроводников из профсоюза Unite начали пятидневную забастовку. Изначально стачку планировали провести 18 мая, но в середине месяца она была запрещена Высоким судом Великобритании, постановившим, что Unite допустил ряд нарушений при организации забастовки и не уведомил должным образом членов профсоюза об условиях планируемой акции. В частности, суд придрался к тому, что Unite не рассказал рабочим о количестве испорченных бюллетеней во время голосования.

На помощь бастующим пришел Профсоюзный конгресс Великобритании, заявивший, что Высокий суд просто воспользовался технической ошибкой. После этого профсоюз быстро подал апелляцию и получил наконец официальное согласие на проведение долгожданной стачки.

Стороны, конфликтующие уже более полутора лет, на этот раз разругались не из-за возможных сокращений и заморозки зарплаты. Дело в том, что профсоюз решил отстоять права сотрудников, участвовавших в акции протеста в марте этого года. В качестве наказания руководство BA лишило сотрудников 90-процентных скидок на авиаперелеты, а несколько человек в результате "дисциплинарных" расследований были уволены.

Буквально за несколько часов до начала забастовки глава профсоюза Тони Вудли (Tony Woodley) попытался сделать последний шаг к примирению. Вудли согласился отменить забастовку, если BA также пойдет на уступки и вернет льготы, но авиакомпания отказалась.

На данный момент, согласно информации, оперативно появляющейся на сайте BA, отменено около 40 процентов рейсов, вылетающих из Хитроу, и около 30, прибывающих в главный международный аэропорт Лондона. Руководство авиаперевозчика уверяет, что им в течение пяти дней удастся осуществить до 50 процентов рейсов на ближние расстояния и около 60 – на дальние. Как и прежде, в меньшей степени забастовка коснется аэропортов "Лондон-Сити" и "Гэтвик", которые в этот раз должны работать по графику.

Однако эта забастовка – лишь начало масштабной акции протеста, в рамках которой запланированы еще две пятидневные стачки: с 30 мая и 5 июня. Компания, ожидающая от этой акции убытков на сумму свыше 100 миллионов евро, нанимает волонтеров, стараясь сохранить в расписании самые загруженные рейсы. BA надеется перевезти до 70 процентов всех пассажиров, купивших билеты на эти даты, поэтому уже обратилась за помощью к 30 перевозчикам. Более того, компания обещала выплатить компенсацию тем пассажирам, чьи рейсы все-таки отменят.

История конфликта

Самолеты British Airways. Фото (c)AFP
Lenta.ru

Разногласия британского авиаперевозчика и профсоюза Unite, который обеспечивает персоналом около 90 процентов из всех 13400 рейсов BA, начались еще в феврале прошлого года. Из-за кризиса, повышений цен на топливо и, как следствие, уменьшения пассажирского потока BA пошла на ряд вынужденных мер.

Авиаперевозчик объявил о заморозке зарплат и вынужденных сокращениях бортпроводников на международных рейсах. Под ударом оказались главным образом стюарды, тогда как с пилотами руководству договориться удалось.

В результате структурные изменения затронули 1700 сотрудников, около тысячи ушли по собственному желанию, оставшихся перевели на неполный рабочий день. Unite решил пойти на беспрецедентный шаг и провести 12-дневную забастовку во время рождественских каникул. Однако после очередного вмешательства суда запланированную стачку отменили. Казалось, BA избежала нежелательного рождественского подарка, но главный сюрприз, как это зачастую бывает, ждал компанию впереди.

Волна негодования членов профсоюза все-таки привела к двум забастовкам в марте текущего года. В общей сложности Unite бастовал семь дней, однако и одной недели сбоев в расписании хватило, чтобы авиаперевозчик понес весьма ощутимые убытки – 43 миллиона евро.

Окончательно же BA добил исландский вулкан Эйяфьятлайокудль. Начало его извержения в марте не мог предсказать никто, но именно из-за пепла, закрывшего небо над Европой в апреле, BA лишилась сразу 180 миллионов евро. Однако и без вулкана ситуация у авиаперевозчика сложилась нерадостная. Согласно недавно опубликованному отчету BA, чистые убытки компании за 2009-2010 финансовый год, окончившийся 31 марта, составили 425 миллионов евро.

Twitter

Проведения нынешних трех забастовок старались избежать обе стороны, но, видимо, они недостаточно желали примирения. На протяжении всей неимоверно долгой тяжбы складывалось ощущение, что заинтересованные стороны заигрались в свою борьбу.

В минувшие выходные у BA и профсоюза Unite действительно появился шанс положить конец затянувшейся вражде. В какой-то момент даже показалось, что стороны близки к компромиссу. Из-за исключительной запутанности трудового спора в переговоры включилась британская организация Acas, занимающаяся урегулированием рабочих конфликтов. Именно на ее территории встретились Тони Вудли, его коллега из профсоюза Дерек Симпсон (Derek Simpson) – главный герой всей истории – и глава BA Уилли Уолш (Willy Walsh).

На протяжении этих переговоров Симпсон вел прямую трансляцию встречи в своем блоге в Twitter, всего оставив там 13 записей, надо сказать, достаточно колких и не совсем адекватных ситуации. Собеседники, полагавшие, что Симпсон то ли отвечает на письма в электронной почте, то ли пишет своей жене SMS, на протяжении пяти часов не замечали подвоха. Однако когда в зал заседаний ворвалась толпа митингующих из Социалистической рабочей партии, призывающая "убить Уилли Уолша", стало ясно, что информацию о месте встречи мог "слить" только кто-то из присутствующих. О том, где будут проходить переговоры, знали только они и их охранники.

Как отмечает The Financial Times, позднее Симпсон извинился за необдуманное поведение (опять же в Twitter), а его коллега по профсоюзу казался абсолютно подавленным и растерянным. Вудли, назвав эту ситуацию "катастрофической", признался, что просто не мог представить себе такого развития событий. В припадке бешенства Уолш прекратил переговоры, убежав со своей охраной. "Шокированный" и "злой", как пишет The Times, он обвинил Unite в срыве наметившихся соглашений.

Ошибка Симпсона, сорвавшая встречу сторон, так долго шедших навстречу друг другу, сорвала еще и сотни рейсов британского перевозчика. Хочется верить, что в ближайшее время противники все-таки одумаются и пересмотрят свои позиции. На носу ведь Чемпионат мира по футболу в ЮАР. Британские СМИ, запаниковав, уже представили себе разъяренных английских фанатов, оставшихся в аэропорту из-за отмены рейсов. Зная нравы болельщиков из Великобритании, можно предположить, что в следующий раз призывы "убить" прозвучат уже в адрес Симпсона.

< Назад в рубрику