Пресненский суд Москвы 25 мая отклонил иск газеты "Ведомости" к Борису Грызлову о нанесении вреда деловой репутации издания. Пятью днями ранее такое же решение было вынесено по иску журналиста "Московского комсомольца" Александра Минкина, который требовал, чтобы спикер Госдумы опроверг свое заявления о том, что "МК" и ряд других изданий являются пособниками террористов. Суд пока не пояснил, по каким причинам иски журналистов к Грызлову были отклонены, огласив лишь резолютивную часть приговоров.
Конечно, в подобном исходе дела мало кто сомневался. Главу под названием "Борис Грызлов извиняется перед журналистами" с трудом можно было представить себе даже в новом фантастическом романе Сергея Лукьяненко. Не говоря уже о таком сюжетном повороте, как "Борис Грызлов признан виновным". С точки зрения своей абсолютной неподсудности спикер Госдумы примерно равен по весу, скажем, московскому мэру Юрию Лужкову. Чисто теоретически интересно было бы понаблюдать, чем мог бы закончиться судебный процесс между этими двумя фигурантами, доведись им столкнуться не на жизнь, а на... но довольно о несбыточном.
Давайте вернемся к предмету конфликта между Грызловым и представителями СМИ. 2 апреля 2010 года, когда еще не утихло эхо мартовских терактов в московском метро, состоялось совещание президента России Дмитрия Медведева с парламентариями. Разговор шел непосредственно о борьбе с терроризмом. В рамках этого совещания спикер Госдумы Грызлов и председатель Совета Федерации Сергей Миронов выразили озабоченность тем, что публикации некоторых СМИ в каком-то неправильном свете освещают теракты в столице.
Особенно парламентариев задели публикации в газетах "Ведомости" и "Московский комсомолец". Высказанные в них соображения подозрительным образом пересекались с выложенным в интернете обращением лидера кавказских террористов Доку Умарова. И там, и там фигурировали мирные сборщики черемши, уничтожив которых по ошибке (или из соображений собственной безнаказанности), российские власти поставили под удар простых граждан. Миронов со своей стороны отметил, что СМИ чрезмерно увлекаются критикой антитеррористической деятельности силовых ведомств, что пагубно отражается на образе представителей этих ведомств в глазах народа.
Президент Медведев беспокойства бдительных чиновников не разделил. "Ничего нет особенного в том, что СМИ по таким существенным преступлениям критикуют действия правоохранительных органов, спецслужб, властей в целом. Это нормально", - процитируем еще раз золотые слова Дмитрия Анатольевича. Но президентская мирная инициатива вскоре отошла на второй план, так как журналисты обоих изданий, не долго думая, заявили о своем желании вызвать Грызлова к барьеру в зал суда.
Трудно сказать, на что именно рассчитывали люди из "МК" и "Ведомостей", но, учитывая их достаточную компетентность в современных реалиях, вряд ли конечной целью журналистов было засудить обидчика. Скорее, подавая в суд заведомо безнадежные иски, они просто обозначили свое категорическое несогласие с безапелляционным тоном государственных мужей. А заодно напомнили им про свободу печати и прочие конституционные загогулины.
Понятно, что не сыскался пока в современной России такой судья, который мог бы вынести обвинительный приговор в отношении спикера Госдумы, по совместительству руководящего партией власти. И все-таки не подай журналисты в суд, для них, а также для всех прочих общественно-политических СМИ высказывания Грызлова-Миронова могли бы обернуться весьма неприятными последствиями. Например, кто-нибудь в прокуратуре проявил бы излишнее усердие и завел дело о причастности журналистов к терактам. Со всеми вытекающими. Или члены "Единой России", ох как любящие угождать своим лидерам, продавили бы в парламенте какие-нибудь ежово-рукавичные поправки к закону о СМИ.
А так проиграли и проиграли - не чехам же в хоккей. Внимание к проблеме привлекли, и ущерб от этого не катастрофически велик. Судебные издержки, которые придется заплатить журналистам за полученное удовольствие, можно считать пожертвованием на благотворительные цели. Те же "Ведомости" смогут возместить их хотя бы частично за счет помещения своих архивных материалов в закрытый платный доступ - с некоторых пор возмутившую спикера Госдумы статью "Месть за Кавказ" на сайте издания можно прочитать только за денежку.
Что же касается Бориса Грызлова, то эта победа над "пособниками террористов" существенных вистов за политическим столом ему вряд ли добавит. Журналиста-то у нас обидеть - дело нехитрое, и никого этим уже не удивишь. Хотя, отказавшись от каких-либо компромиссов с пишущей братией, председатель Высшего совета "Единой России" остался вполне верен себе и даже невольно приступил к выполнению предвыборной программы. На первом этапе попавшиеся ему на зуб "козлы", если и не загрызены, то хотя бы понадкусаны.