26 мая азербайджанский МИД объявил о создании "черного списка" лиц, которым будет запрещен въезд на территорию страны. Такому наказанию Азербайджан решил подвергнуть иностранцев, выступавших наблюдателями на недавних парламентских выборах в непризнанной Нагорно-Карабахской Республике. В список попали в том числе и пять депутатов российской Госдумы.
Выборы в Карабахе прошли 23 мая. Победу на них одержала партия премьер-министра НКР "Свободная Родина". Международное сообщество выборы не признало (с соответствующими заявлениями выступили, в частности, представители ОБСЕ и ООН). Азербайджанские власти, которые в начале 1990-х годов утратили контроль над провозгласившим независимость Карабахом и с тех пор безуспешно пытаются его вернуть, также, разумеется, заявили, что считают выборы незаконными.
Мониторинг на выборах вели более ста иностранных наблюдателей. Российская делегация, по информации агентства REGNUM, была самой многочисленной. Помимо депутатов, как сообщалось, в нее вошли "ученые и представители общественности и аналитических центров". Оценивая выборы, депутат Госдумы от "Единой России" Максим Мищенко заявил, что считает их в целом справедливыми и соответствующими демократическим стандартам. Российские наблюдатели даже выступили со специальным заявлением, призвав государства-члены ООН "предпринять шаги по признанию парламентских выборов в НКР".
Нельзя сказать, чтобы выборы в Карабахе были для Азербайджана источником особого беспокойства. За прошедшие 20 лет независимость НКР не была официально признана ни одной из стран мира (включая даже поддерживающую Карабах Армению). То, что в республике сформирован новый состав парламента, на ситуацию не повлияло. В то же время присутствие иностранных наблюдателей на выборах все же придало им дополнительную легитимность. Как выразилась депутат азербайджанского парламента Эльмира Ахундова, "создается такая атмосфера, какая-то законность вокруг этого сепаратистского образования".
В МИДе, комментируя ситуацию, заявили, что без специального разрешения азербайджанских властей "никто не имеет права посещать Ханкенди" (так в Азербайджане называют карабахскую столицу Степанакерт - примечание Ленты.Ру). Нарушители теперь будут объявлены персонами нон грата. В списке невъездных (в настоящее время он уточняется) оказались, в частности, депутаты из Аргентины и Словакии, чешский кинорежиссер и немецкий профессор политологии.
Из депутатов Госдумы в "черный список" были включены пять человек: упомянутый Максим Мищенко ("Единая Россия"), Игорь Чернышенко ("Единая Россия"), Кирилл Черкасов (ЛДПР), Татьяна Воложинская (ЛДПР) и Константин Затулин ("Единая Россия").
В Думе, узнав о скандале, сделали попытку снизить значение визита депутатов в Карабах. Глава международного комитета Константин Косачев заявил, что официальной делегации на выборы ни Государственная Дума, ни "Единая Россия" не направляли. Он добавил, что "если кто-то из коллег решил поехать туда в личном качестве, то все вопросы надо адресовать к ним". Едва ли, впрочем, визит на выборы депутатов от российской правящей партии, один из которых к тому же является заместителем главы парламентского комитета по делам СНГ (Затулин), можно назвать "поездкой в личном качестве".
Сам Затулин уже заявил, что запрет на въезд в Азербайджан его не беспокоит. "Мне кажется, и я, и Азербайджан спокойно проживем друг без друга", - сказал он (примечательно, конечно, услышать такое от представителя комитета по делам СНГ). Затулин добавил, что уже неоднократно был наблюдателем на выборах в Карабахе и впредь не собирается согласовывать с азербайджанским МИДом свои поездки.
Между тем в затулинском "Институте стран СНГ" уже предложили поквитаться с Азербайджаном. Представитель этой организации Михаил Александров заявил, что Госдуме следует ввести с Азербайджаном визовый режим - "как ответную меру против действий в адрес видных общественных деятелей России". Официальной поддержки эта инициатива пока не получила.
Формально позиция Москвы по карабахскому конфликту соответствует требованиям Баку. Представитель российского МИДа Андрей Нестеренко на днях эту позицию подтвердил: Россия поддерживает принцип территориальной целостности Азербайджана и не признает независимости НКР.
С другой стороны, как отмечали некоторые азербайджанские политологи, Россия, не признавая Карабах официально, пытается использовать конфликт в качестве инструмента для контроля над Азербайджаном (в том числе и над азербайджанскими энергоресурсами). После российско-грузинской войны 2008 года в Баку высказывались опасения, что Москва готова повторить в Карабахе некоторые элементы южноосетинского сценария: например, при определенных условиях ввести туда своих миротворцев.
Можно вспомнить о том, что те же Абхазию и Южную Осетию Россия неофициально поддерживала более 15 лет. Формально до 2008 года российские власти признавали территориальную целостность Грузии, но фактически поддержка, которую Абхазия и Осетия получали со стороны РФ, не позволила официальному Тбилиси вернуть территории под свой контроль. В результате помимо прочего были сорваны планы Грузии по вступлению в НАТО (заявку республики отклонили именно на том основании, что у нее имеются нерешенные территориальные проблемы).
Российские власти не поддерживают НКР напрямую (как, например, Южную Осетию или Абхазию), но поддерживают Армению, где размещена российская военная база. Поездки российских депутатов на выборы в Карабах могут восприниматься как сигналы, свидетельствующие о том, что степень поддержки армянской стороны, поступающей от России, может увеличиться.
Официальному Баку уже не раз приходилось реагировать на такие сигналы. Осенью 2009 года, к примеру, вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский в интервью, опубликованном агентством "Новости-Армения", заявил, что Карабах либо будет присоединен к Армении, либо будет признан независимым государством. При этом он отметил, что Карабах - это "исконно армянские земли".
МИД Азербайджана в связи с этим обвинил Жириновского в "поддержке этно-сепаратизма". В посольстве РФ в Баку тогда попытались сгладить эффект от выступления, заявив, что Жириновский является "представителем оппозиционной партии" и что его слова не отражают позицию Кремля. Однако совсем скоро слова лидера ЛДПР вновь спровоцировали скандал: в начале 2010 года в интервью латвийской прессе он заявил о возможности признания Карабаха Россией. В ответ азербайджанский МИД направил России ноту протеста. В парламенте республики по этому поводу заявили, что слова Жириновского нельзя считать просто личным мнением отдельного политика. Как выразился депутат Айдын Мирзазаде, "этот персонаж (Жириновский) занимает пост вице-спикера российского парламента, а значит - озвучивает точку зрения определенных политических кругов в России".
Нынешний скандал в ближайшее время будет обсуждаться азербайджанскими и российскими депутатами. Азербайджанские парламентарии, по информации 1news.az, 30 мая прибудут в Москву, чтобы лично выразить российским коллегам свое недовольство.