Финал 55-го музыкального конкурса "Евровидение" в Осло завершился уверенной победой 19-летней певицы Лены Мейер-Ландрут из Германии. Ее песня "Satellite" набрала по итогам зрительского голосования 246 баллов, и следующее "Евровидение" состоится в Германии. Этот результат прогнозировался в теории, но совсем не выглядел таким достижимым на практике.
Шоу в столице Норвегии, добытое для страны усилиями скрипача Александра Рыбака, вышло куда скромнее прошлогоднего московского. Никаких тебе излишеств в русском стиле вроде смешения балалаек и медведей с акробатами из Cirque du Soleil. По большому счету, единственное, чем развлекали организаторы конкурса зрителей, это творившийся в прямом эфире по всей Европе флэш-моб. Тем не менее, кругленькую сумму в 200 миллионов крон (31 миллион долларов) на проведение мероприятия отстегнуть пришлось.
Как обычно, сначала состоялись две полуфинальные схватки, из которых были отобраны по 10 из 17 конкурсантов. В финале их ждали еще пятеро, миновавших квалификацию: норвежец Дидрик Солли-Танген (на правах хозяина) и представители Великобритании, Франции, Германии и Испании, которые входят в список основных спонсоров "Евровидения".
С испанцем Даниелем Дигесом, кстати, случился главный курьез конкурса. Во время его выступления на сцену выскочил мужчина в колпаке, который принялся пританцовывать в такт массовке, но вскоре был уведен охраной. Хулиган оказался профессиональным возмутителем спокойствия из Каталонии по кличке Джимми Джамп, известным по схожим акциям на футбольных еврокубках. В связи с инцидентом опечаленному Дигесу даже разрешили перепеть свою песню заново.
В целом участники "Евровидения", словно взяв пример с принимающей стороны, разнообразием не блистали, зациклившись на безликих балладах или дискотечном европопе. К тому же многие номера были совершенно статичными, что заведомо навевало скуку. Хорошо, хоть артисты от "ноу-хау" прошлых финалов вроде скрипок почти избавились.
Все, что выходило за рамки вышеупомянутого (пускай, даже в худшую сторону), запоминалось мгновенно: босниец Вукасин Бражич с электрогитарой наперевес, сербский эмо-бой Милан Станкович (ему песню написал сам Горан Брегович), турецкие рокеры maNga, румынский дуэт Паула Селинг и Ови за двойным прозрачным роялем, армянка Ева Ривас родом из Ростова при поддержке Дживана Гаспаряна на дудуке, не выпущенные из полуфинала литовцы InCulto, наконец, "Музыкальный коллектив Петра Налича".
Россияне смотрелись достойно, но ввиду странного выбранного материала в фаворитах не ходили изначально. Выход Налича в финал уже выглядел как чудо, и в нем ему отводили и вовсе 21-22 место из 25 возможных. Посему итоговое 11-е можно считать большой удачей. В общей сложности Петр набрал 90 баллов: 12 от Белоруссии, по 10 от Армении, Молдовы, Израиля, Эстонии и Украины, 8 от Латвии, 6 от Словакии, 5 от Литвы, 4 от Турции, 3 от Азербайджана и 2 от Португалии. Таким образом, Налич повторил результат Юлии Савичевой (2004) и Анастасии Приходько (2009) и выступил на "Евровидении" лучше "Мумий Тролля" (12-е место в 2001-м), Аллы Пугачевой (15-е место в 1997-м) и Филиппа Киркорова (17-е место в 1995-м).
Букмекеры же прежде всего ставили на представительницу Азербайджана Сафуру Ализаде. Возможно, против нее сыграло то, что в финале она выступала первой. В итоге к финишу певица пришла лишь пятой, набрав 145 баллов.
Вторым фаворитом стала немка Лена, внучка посла ФРГ в СССР Андреаса Мейер-Ландрута. Эта девушка, лишь за месяц до конкурса сдавшая выпускные экзамены в школе и едва справившая свое 19-летие, умудрилась поставить на уши пол-Германии, побив не один рекорд в местных хит-парадах. Лену нельзя назвать артистом в полной мере: она не училась вокалу, занималась танцами лишь в детстве, она плохо умеет держать себя на публике. Все это хорошо было заметно во время ее выступления в Осло. И в общем-то за такую зажатую хореографию, дрожащий голос и ПТУшный макияж и внешний вид победы не присуждают. Так чем же она приглянулась публике?! Вероятно, песней "Satellite" – одной из всего двух-трех по-настоящему качественных и нестыдных поп-композиций "Евровидения-2010".
Лена набрала 246 баллов, опередив оставшихся вторыми бравых турок из группы maNga на целых 76 пунктов, а "бронзовых медалистов" Паулу Селинг и Ови из Румынии - на 84 пункта. Высшие баллы Лене отдали Финляндия, Эстония, Дания, Испания, Словакия, Латвия, Норвегия, Швейцария и Швеция. Певица показала шестой наивысший результат в истории "Евровидения" (первым, конечно, еще долгое время останется Александр Рыбак с 387 баллами). Примечательно, что Германия всего лишь второй раз выиграла конкурс; впервые победы для немцев добилась в 1982 году певица Николь.
Пытаться анализировать "Евровидение", кажется, бесполезно. Только успеешь, глядя в статистику, вывести очередную формулу успеха, как тут же какие-нибудь клоуны в масках Lordi покорят домохозяек своим поп-металлом, показав фигу Билану с его в кои-то веки стоящим "Never Let You Go". Начнешь снова прикидывать, а домохозяйки, бац, и уже первое место отдают Билану за нудятину "Believe" со скрипкой на коньках. Отвернешься от ПТУшницы, засмотришься на красавицу-армянку, а домохозяйки все равно голосуют за Лену. Или домохозяйки больше ничего на "Евровидении" не решают?
Глядя на то, как традиционно голосуют на "Евровидении" друг за друга соседние страны (примеры 2010 года: Греция и Кипр, Турция и Азербайджан присудили друг другу высшие баллы, обменялись любезностями Румыния с Молдавией, на Балканах и в СНГ то же самое и в куда больших количествах), и зная, что теперь в каждой из стран вместе с телезрителями на паритетных началах победителей выбирает профессиональное жюри, можно построить не одну теорию заговора.
Одну уже озвучил комментатор телеканала "Россия 1" Дмитрий Губерниев, намекнувший, что Европа так рьяно проголосовала за Германию из лести, поскольку та остается в кризис главным финансовым донором ЕС (корреспонденты Associated Press, кстати, не преминули попенять ему за это).
На самом деле плевать на всю эту геополитику. Пусть хоть заголосуются. Лишь бы песни нормальные были. А то нам ведь потом целый год из каждого утюга их слушать.