Пережив "Евровидение", в майском выпуске "Лента.ру" оценивает фильм-концерт Вячеслава Бутусова, свежие альбомы американских команд The National и Deftones, кавер-диск Александра Ф. Скляра и вторую пластинку фолк-роковой группы "Пелагея".
Вячеслав Геннадьевич в жизни и на сцене очень замкнутый и необщительный человек, поэтому журналистам, включая и вашего покорного слугу, частенько приходится, слагая о нем тексты, додумывать стоящую за ним реальность, приукрашивая ее или прибедняя. Из молчания Бутусова родилась не одна легенда и возник не один неотвеченный вопрос. И вот, когда уже, кажется, никто не ждал, Вячеслав Геннадьевич вдруг заговорил.
В декабре прошлого года экс-лидер Nautilus Pompilius устроил авторский вечер в драмтеатре города Алматы. Неизвестно, чем его там приворожили казахи, но он не просто монотонно бубнил под гитару свои нетленки, но и, по меркам Бутусова, очень живо общался с публикой в промежутках между песнями, отвечая на вопросы из зала, и даже периодически улыбался. На DVD "Из рая в рай" все это как, несомненно, крайне ценный и неординарный факт запечатлено для летописи расейского ракенрола.
Благодаря этому DVD мы, например, узнали невероятные и смешные истории о том, как Бутусов безуспешно пытался воспитывать дочь ремнем, как у него на разогреве в США выступали The Smashing Pumpkins, что идеалом в музыке для него является группа "Кино" и как он каждый раз теряет дар речи при встрече с Борисом Гребенщиковым.
Что до музыки, то в Алматы (как, наверное, и везде в одиночку с гитарой) Бутусов выглядел натуральным акыном, хриплым срывающимся голосом тянущим свою нескончаемую песню на один и тот же мотив. Так ведь часто случается с состоявшимися артистами. Со временем они находят свои два-три аккорда и нужную интонацию и начинают звучать подчеркнуто однотипно, что, как и в случае с Бутусовым, не всегда идет в минус.
Понятно, что неофитам такой концерт вряд ли посоветуешь (уместнее начинать с "Разлуки" или "Князя тишины"). Зато знатокам раздолье – 24 трека в диапазоне от раннего "Наутилуса" до позднего "Ю-Питера" с неизбежными кульминациями вроде "Синоптиков", "Я хочу быть с тобой", "Прогулок по воде" и "Прощального письма".
Ну а самый приятный итог: похоже, казахская ворожба очень позитивно подействовала на Вячеслава Геннадьевича, и практику душевных авторских вечеров он взял на вооружение. В частности, подобные пройдут уже 5 июня в Государственной академической Капелле Санкт-Петербурга и 6 июня в Московском международном доме музыки.
К своему пятому альбому американские инди-рокеры The National нащупали практически идеальную форму для выражения той особой, недеструктивной и в какой-то мере даже позитивной меланхолии, знамя которой в свое время подняли Coldplay. Крис Мартин со товарищи сдулись уже после первого альбома - сложно поверить, что жизнерадостному мужу Гвинет Пэлтроу есть о чем грустить, а вот The National как задали верный тон еще на своем третьем - и первом на знаменитом лейбле Beggars Banquet - альбоме "Alligator", так и не останавливаются до сих пор. Четвертый диск "Boxer" вышел в 2007 году и стал для группы визитной карточкой - на нем ньюйоркцы родом из Огайо выложились на всю катушку и, в частности, заполучили преданного фаната в лице автора "Американского психопата" Бретта Иcтона Эллиса. Главная песня альбома "Fake Empire" даже стала саундтреком к избирательной кампании Барака Обамы, которого музыканты из The National активно поддерживали.
Альбом "High Violet", который почему-то очень ждали хипстеры, хотя диск немного не про них, оказался совсем не таким, как триумфальный "Boxer", но это и к лучшему. Практически полное отсутствие ярких хитов (навскидку к ним можно приписать только первый сингл "Bloodbuzz Ohio" с прекрасным клипом и песню "Afraid of Everyone") идет только на пользу - благодаря этому альбом воспринимается как единое связное произведение. Баритону Мэтта Бернингера очень легко поверить, и не последнюю роль в этом играет его образ бородатого мужчины в самом расцвете сил, заливающего свои проблемы очередным бокалом виски в баре по соседству. Оформлением к баритону идут меланхоличные аранжировки и Суфьян Стивенс на подпевках. В музыкальном плане The National выросли настолько же сильно, насколько и незаметно: песни не отличаются особым богатством ходов, но ни одной лишней ноты, ни одной ненужной мелодической линии, которые можно было заметить на "Boxer", тут нет.
Если начинать знакомиться с творчеством The National c "High Violet", то он может показаться слишком занудным. Впечатление обманчиво: после пары прослушиваний привыкаешь к невысокому темпу пластинки и идешь пить в соседний бар со своим внутренним бородачом под написанную по мотивам "Братьев Карамазовых" "Runaway". (Павел Борисов)
Рано или поздно подобный альбом обязательно должен был появиться в и без того богатой дискографии бывалого "Боцмана" и основателя "Ва-Банка" Александра Ф. Скляра. Морем, как заметил музыкант в интервью "Ленте.ру", он болеет с самого детства. Некоторое количество песен о водной стихии он уже написал, да и на концертах исправно практикует соответствующие каверы.
Однажды высказавшись целенаправленно на морскую тему крепким рок-н-ролльным альбомом "Песни моряков", Скляр наконец собрал воедино и чужие произведения о море, как прочно входящие в его концертный сетлист, так и откопанные в архивах раритеты. В противовес первой части на второй представлен сплошь старинный шансон (то есть не "Радио Шансон", а, как выражается Олег Нестеров, шансон с человеческим лицом).
Альбом несколько затянут, но отнюдь не однообразен (спасибо музыкантам за нестандартные аранжировки, см. в особенности треки "Мишка - одессит" и "Девушка из Нагасаки") и весьма познавателен. География морских странствий Скляра широка: здесь тебе и Марсель, и Гамбург, и Кейптаун, и Нагасаки и, конечно, Одесса, ее больше всего. Разброс авторов тоже впечатляет: от Фельцмана и Френкеля до Визбора и Городницкого, от народных мелодий (например, бонус-трек "А море бурное" Скляру как-то напел Александр Гордон) до собственных песен (композиция "Есть моря!" появлялась на альбоме "Ва-Банка" "Игроки и шпионы").
"Песни моряков. Часть 2" важны и ценны прежде всего в просветительском плане. Вполне возможно, что кто-то из молодежи таким образом откроет для себя Утесова или Северного. Популярная музыка ведь не с "битлов" началась.
Новый релиз от Deftones стал неожиданным и, надо сказать, приятным сюрпризом. Сразу признаюсь: лично у меня после прослушивания любого из альбомов "дефов" в памяти оставалось две-три песни, а остальные оставляли ощущение хорошей, но неразличимой музыкальной массы (скажем, с предпоследнего это были "Hole in the Earth", "Rapture" и "Pink Cellphone"), но с новой пластинкой ситуация совершенно иная.
В этот раз всего две песни – "Royal" и "CMND/CTRL" - проходят мимо: все остальные запоминаются почти сразу. Основная причина этого - разнообразие мелодики, совершенно несвойственное Deftones. Это "бросается в уши", как говорит один мой друг, уже с самых первых минут прослушивания. Нет, фирменная мореновская манера пения, тягучая и обволакивающая, никуда не делась; речь идет исключительно о музыкальной составляющей. Особенно хорошо это слышно в "Diamond Eyes", "Beauty School" и, конечно же, "Sextape". Услышав вступление последней, я, кстати, ожидал продолжения в духе Crazy Town, если кто еще помнит эту группу.
Если оценивать звук альбома в целом, то по сравнению с предыдущими работами Deftones он стал жестче и гораздо "мяснее". Особенно это слышно в слегка приблюзованном тяжеляке "You've Seen the Butcher". Надо сказать, что утяжеление, проведенное в разумных пропорциях, пошло звучанию группы только на пользу - многие песни кажутся выразительнее. Любители англоязычной лирики также получат от нового альбома несомненное удовольствие - тексты у Чино Морено всегда выходили просто отличные. У меня, например, в голове прочно засела строчка "Your shooting stars from the barrel of your eyes" из ранее уже упомянутой "Beauty School". В общем, альбом рекомендован к немедленному употреблению в больших количествах. (Андрей Коняев)
Критики обычно говорят, что второй альбом у молодых артистов после яркого первого получается кризисным и блеклым. Утверждение спорное, поскольку есть множество обратных примеров. Группа "Пелагея" в том числе.
Благодаря усилиям "Нашего радио", сотворившего небольшой национальный культ из современного российского фолк-рока, "Пелагея" заведомо слегка отталкивает. Но стоит послушать "Тропы", как становится понятно, что она немного про другое.
Ребята начинали с перепевок русских народных песен, добавляя к ним роковый накал, в итоге же смогли нащупать свой собственный неповторимый стиль и уже доросли до сочинения авторского материала. Постулат о "синдроме второго альбома" они опровергают не только невымученностью материала, но и его количеством – альбом двойной (первая часть была выложена бесплатно в интернете еще минувшим декабрем, а сейчас диск полностью вышел на CD).
Главная заслуга "Пелагеи" заключается в том, что группа не замыкается в рамках огороженного для нее жанра. Слышно, что это думающие и ищущие музыканты. Они знают современную музыку и хорошо изучили "золотой фонд" прошлого. Где-то на фоне исконно русских напевов Пелагеи Хановой слышен натуральный Coldplay или U2, а где-то – гитарный рифф в духе Джимми Пейджа из Led Zeppelin или клавишная партия а-ля Рик Райт из Pink Floyd. Но это все не цитирование, а скорее, музыкальный привет кумирам и учителям. И на этом время ученичества "Пелагеи" заканчивается. Есть ощущение, что дальше будет еще интереснее и удивительнее.