Банк России в четвертый раз в текущем году и в четырнадцатый с начала прошлого года снизил ставку рефинансирования. Теперь она зафиксирована на очередном рекордно низком уровне - 7,75 процента. При этом ЦБ дал понять, что это понижение ставки будет последним, по крайней мере, в текущем году.
В начале года ставка ЦБ составляла 8,75 процента. В первый раз Центробанк решил ее снизить 19 февраля и с тех пор последовательно раз в месяц уменьшал на 0,25 процентного пункта. Темпы сокращения ставки замедлились по сравнению с первой половиной прошлого года, когда частенько случалось и снижение на половину процентного пункта.
Во время острой фазы кризиса осенью 2008 года ЦБ усердно повышал ставку, в то время как в большинстве развитых странах мира она уже начала опускаться. Дело в том, что глобальный финансовый кризис в США, Восточной Азии и Западной Европе вынуждал облегчать доступ банковской системы к рефинансированию. В противном случае большинство кредитных учреждений просто бы разорились
В России ситуация сложилась по-другому. У нас в стране тоже был кризис ликвидности, однако ЦБ не мог позволить себе снижать ставку. Из-за мирового кризиса страна столкнулась с рекордным по масштабам оттоком капитала и девальвацией валюты. Одним из немногих средств, позволявшим сократить объемы этого оттока, являлось повышение базовой ставки. С докризисного уровня в 10 процентов к декабрю 2008 года она поднялась до 13.
Движение вспять пошло с апреля 2009 года, когда курс основных валют к рублю стабилизировался. С тех пор начался период агрессивного снижения ставок, который, вероятно, и завершился 1 июня 2010 года. Основной причиной для данных шагов ЦБ была необходимость поддержать кредитование в экономике. Простор же для таких решений обеспечивало беспрецедентное с начала 2000-х годов падение темпов инфляции.
Если в 2008 году инфляция достигла многолетнего максимума в 13,3 процента, то уже в следующем она рухнула до 8,8 процента. Причем большая часть прироста цен была зафиксирована в первые месяцы года. С июня цены для потребителей менялись очень слабо, а в отдельные месяцы и снижались. Низкая инфляция происходила из-за общемировой дефляции или, по крайней мере, стагнации цен, которая перекинулась и на Россию. Замедление инфляционных процессов является одним из главных сигналов, разрешающих стимулировать экономику, в том числе и путем смягчения кредитной политики ЦБ.
За первые пять месяцев 2010 года темпы роста потребительских цен и вовсе опустились до 3,8 процента. Поэтому снижение ставки имело смысл уже в текущем году, что ЦБ и начал проделывать с февраля. Вместе с тем, в апреле политика, направленная на дальнейшее смягчение условий кредитования, встретила возражения, причем не у кого-нибудь, а у министра финансов Алексея Кудрина. Он посоветовал ЦБ прекратить снижение еще тогда, когда ставка составляла 8,25 процента.
Банк России к рекомендациям не прислушался, однако теперь он, судя по всему, будет вынужден остановиться. По крайней мере, так оценивают последнее заявление ЦБ о ставках большинство экспертов. Дело в том, что сейчас снижение ставки оказывает очень малый (если вообще хоть какой-нибудь) эффект на ситуацию в финансовом секторе и экономике в целом.
Большинство крупных банков в России практически перестали снижать свои собственные кредитные ставки. Хотя финансовый ресурс теперь им доступен, у банкиров осталось не так уж много потенциально хороших заемщиков. В этих условиях дальнейшее снижение ставок просто бессмысленно, так как они и так находятся на грани рентабельности. Стоит отметить, что подобная ситуация оформилась еще пару месяцев назад.
Сейчас и текущие ставки подвергаются критике со стороны руководства банков. К примеру, 1 июня "неоправданно низкими" их назвал президент Сбербанка Герман Греф. По его словам, они не соответствуют реальным рискам экономики и замедляют выход банковского сектора из кризиса.
Без внятных перспектив роста в реальной экономике облегчение финансово-кредитной политики является бессмысленным даже в условиях низкой инфляции. С другой стороны, сейчас ставка на низком уровне не может нанести и серьезного вреда. Положение рубля является сравнительно устойчивым и гораздо больше зависит от внешней конъюнктуры (читай, цен на нефть и металлы). Таким образом, можно предположить, что до конца года политика ЦБ в области ставок меняться не будет.
Так же, скорее всего, поступят и за рубежом. Ставки повышают сейчас только Австралия и Китай, борющиеся с возможным перегревом собственных экономик. США и в еще большей степени Европе никакой перегрев не грозит - из кризиса бы выбраться. Поэтому ФРС еще по крайней мере несколько месяцев продолжит держать ставку на околонулевом уровне, а Центробанк ЕС - на 1-процентной отметке. Как и в России, эти показатели являются историческими минимумами.