Культура
13:19, 4 июня 2010

Римская шпана Выяснены подробности убийства Пьера Паоло Пазолини

Андрей Коняев

1 июня 2010 года итальянский еженедельник Oggi опубликовал статью, в которой приводятся доказательства ошибочности официальной версии убийства Пьера Паоло Пазолини. Материал не содержит никаких сенсационных подробностей, однако демонстрирует общий рост интереса к событиям, произошедшим на пляже в Остии 35 лет назад.

Немного биографии

Будущий режиссер, писатель и поэт Пьер Паоло Пазолини родился 5 марта 1922 года в Болонье. Его отец Карло Альберто был военным, прославившимся помимо всего прочего тем, что в свое время спас жизнь Бенито Муссолини. Когда Пьер Паоло был еще маленьким, его отца посадили в тюрьму за долги (впоследствии, выйдя на свободу, он спился).

С раннего возраста Пьер Паоло интересовался поэзией и литературой - читал Достоевского, Толстого, Рембо. Первые стихи он начал писать уже в семь лет, первый поэтический сборник опубликовал в 19, а всего при жизни Пазолини было издано семь сборников стихов, причем последний в 1975 году, в год его смерти.

В 40-е годы XX века Пазолини, будучи по убеждениям фашистом, посетил Германию. После этого путешествия он резко сменил идеологию, став ярым коммунистом. В конце 40-х он даже вступил в партию, однако уже в 1949 году его выгнали оттуда с формулировкой "за гомосексуализм и развращение малолетних". Это не помешало Пьеру Паоло до конца жизни называть себя католическим коммунистом (добавляя, правда, что и католики, и ортодоксальные коммунисты не признают многих его взглядов) и поддерживать различные левые радикальные движения по всему миру (например, печально знаменитых американских "Черных пантер").

Известность пришла к Пазолини с публикацией сборника стихов "Лучшие годы юности" (La meglio gioventu) в 1954 году и первого романа "Шпана" (Ragazzi di Vita) в 1955 году, рассказывающего о жизни занимавшихся проституцией мальчиков из беднейших районов Рима. Роман вызвал большой скандал, и Пазолини на многие годы стал излюбленной мишенью таблоидов. Наконец в 1961 году Пазолини, уже известный писатель, успешно дебютировал в качестве режиссера (до этого ему доводилось только писать сценарии, например для Феллини).

Все эти годы Пазолини оставался политически активным - свои взгляды на те или иные актуальные вопросы он формулировал в публичных выступлениях и эссе, самыми известными из которых была серия статей, написанных для газеты Il Corriere della Sera.

Убийство

Тело Пьера Паоло Пазолини на месте убийства. Фото из архива (c)AFP
Lenta.ru

Утром 2 ноября 1975 года на пляже в Остии, недалеко от Рима, было обнаружено изуродованное тело Пазолини. Вскрытие показало, что у него были множественные переломы, а также повреждения внутренних органов. Сообщалось также, что после смерти тело Пазолини несколько раз переехал автомобиль (как позже оказалось, его собственный).

С самого начала подозрение пало на неофашистов. Дело в том, что в то время готовился к выходу последний фильм Пазолини "Сало, или 120 дней Содома", основанный на "120 днях Содома" маркиза де Сада. В этой ленте действие разворачивается в 1944 году, а все приверженцы режима Муссолини представляются содомитами. В связи с последним обстоятельством экстремисты неоднократно угрожали Пазолини.

Однако очень скоро по подозрению в убийстве полиция задержала Пино Пелози - 17-летнего молодого человека, занимавшегося проституцией. Пелози сознался, что убийство Пазолини - это его рук дело, и рассказал, что режиссер привез молодого человека на пляж, чтобы заняться сексом, однако был груб, и Пелози, защищая себя, случайно убил 53-летнего режиссера.

Судебный процесс над молодым человеком завершился достаточно быстро. В первом обвинительном заключении, вынесенном в 1977 году, говорилось, что Пелози, вероятно, действовал с сообщниками, которых найти так и не удалось. Такой вердикт не устраивал защиту, так как грозил обвиняемому большим сроком заключения, поэтому он был опротестован. В окончательном решении 1979 года говорилось, что Пино Пелози совершил убийство в одиночку в состоянии аффекта, поэтому его приговорили к 9 с лишним годам заключения.

Решение почти сразу после оглашения породило многочисленные толки, ведь при жизни Пьер Паоло Пазолини мешал почти всем. И почву для этих толков дал сам процесс, в котором было множество темных эпизодов.

Например, судом было почти полностью проигнорировано заключение патологоанатомов о том, что повреждения, полученные Пазолини, не могли быть нанесены одним человеком. Другой факт, на который суд закрыл глаза: в автомобиле режиссера были найдены вещи, не принадлежавшие ни жертве, ни предполагаемому убийце. Эти вещи, однако, не только не фигурировали на процессе, но вообще не были приобщены к делу. И самое главное, на одежде Пелози не было следов крови Пазолини.

Новые факты

Опубликованные еженедельником Oggi факты касаются как раз того, о чем в свое время умолчал суд. Дело в том, что в 1976 году полиция задержала двух братьев - Джузеппе и Франко Борселино, которым было 13 и 15 лет соответственно. Их поимка стала результатом работы карабинера Ренцо Сансоне, который был внедрен в молодежную банду под прикрытием. Как следует из отчета Сансоне, братья сами признались ему в том, что вместе с Пелози (по прозвищу "Лягушка") участвовали в убийстве Пазолини. Более того, они сообщили, что вместе с ними в этом участвовал четвертый подросток - некий Джонни-блондин.

В суде, однако, Борселино отказались от своих показаний, заявив, что просто издевались над Сансоне, которого с самого начала подозревали в том, что он работает на полицию. Тогда суд счел версию братьев обоснованной, однако опубликованные Oggi полицейские протоколы показывают, что это решение могло оказаться преждевременным. Дело в том, что помимо рассказа об убийстве Борселино поделились с полицейским расположением тайника с награбленным (братья входили в шайку, которая промышляла воровством из автомобилей). Как справедливо считает сам Сансоне, юные преступники не стали бы с ним откровенничать, если бы подозревали, что он работает на полицию.

Политическая подоплека

Энрико Маттеи, 1940 годЭнрико Маттеи, 1940 год

Разумеется, новые факты по большому счету нельзя назвать даже существенными, поскольку речь идет всего лишь об одном эпизоде этого запутанного дела. Однако появление подобной статьи является результатом роста интереса к делу Пазолини в последние годы.

Все началось в 2005 году. Тогда, совершенно неожиданно для всех, Пелози объявил, что отказывается от своих признательных показаний. Он рассказал, что его использовали в качестве приманки трое мужчин. Они заставили Пелози привести Пазолини на пляж. Там они привязали молодого человека, выволокли Пазолини из машины и принялись избивать его, обзывая коммунистом. После этого они пригрозили Пелози, что убьют его семью, если он не сознается в убийстве, и именно страх вынуждал его молчать все эти годы.

Рассказ Пелози послужил косвенным подтверждением изначальной версии о том, что режиссер погиб от рук неофашистов. Однако в настоящее время наибольшую популярность приобрела еще одна, третья версия.

Дело в том, что незадолго до смерти Пазолини начал работу над новым романом, который был посвящен таинственной гибели главы нефтегазовой компании Eni Энрико Маттеи. Маттеи погиб 27 октября 1962 года в результате крушения самолета. В 1995 году тела бизнесмена и его пилота были эксгумированы и исследованы при помощи новейших технологий. В результате выяснилось, что незадолго до падения на борту самолета произошел взрыв, хотя по официальной версии авиакатастрофа была вызвана непогодой.

Именно тогда возникла идея, что гибель Маттеи была политическим убийством, заказанным из-за океана американскими компаниями - глава Eni отличался поразительной неуступчивостью. В пользу возможной связи убийства Пазолини и работы над книгой говорит и еще один факт. Известный итальянский журналист Мауро де Мауро, который расследовал смерть Маттеи, пропал без вести в 1970 году, помогая режиссеру Франческо Рози писать сценарий фильма о бизнесмене. Рози в свою очередь был дружен с Пазолини и мог передать ему информацию, касающуюся громкого убийства.

Новое расследование

В 2007 году группа итальянских интеллектуалов обратилась к римскому мэру с просьбой возобновить расследование дела о гибели Пазолини. Римский мэр Вальтер Вельтрони поддержал это начинание. Согласно данным Oggi, расследование было возобновлено около года назад, причем продвигается оно достаточно активно. Главной версией является именно политическое убийство режиссера.

По словам следователей, они планируют не только заново поднять материалы дела, но и проанализировать вещественные доказательства, используя самую современную технику. Хочется надеяться, что новое расследование пройдет более убедительно и эта таинственная и запутанная история наконец получит достойное завершение 35 лет спустя.

< Назад в рубрику