Россия
23:51, 7 июня 2010

Битва при Кадашах Защитники старинной Москвы сразились с чоповцами

Кирилл Головастиков

Центр столичной общественной жизни в ночь с 6 на 7 июня резко переместился в Замоскворечье, где строители при поддержке чоповцев попытались в экстренном порядке завершить снос старинных зданий вокруг церкви Вознесения в Кадашах. Ранее разрешения на снос бывших жилых домов и фабрики дали московские чиновники, которые признали строения рядовыми и неценными. Отстаивать представление об исторической среде и архитектурном единстве вышли представители разных организаций: "Архнадзора", "Левого фронта", "Справедливой России", а также простые граждане и прихожане храма в Кадашевской слободе.

Тучи над Кадашами сгустились еще в первой половине "нулевых", когда компания "Торгпродуктсервис" выступила с проектом строительства элитного жилого комплекса "Пять столиц". Инвесторы собирались построить пять домов (в честь Лондона, Парижа, Рима, Вены и Токио) высотой до шести этажей. Вместе с квартирами в Кадашах планировали строить развлекательный центр с рестораном, музыкальным салоном и зимним садом, а также спортивный комплекс с тренажерным залом, бассейном и "лягушатником", сауной и спа-центром. Под это строительство нужен был участок в 1,16 гектара. Пять жилых домов должны были обступать церковь Воскресения и "поглощали" 300-летние палаты Оленевых; кроме того, предполагалось снести ряд старинных зданий, признанных "второстепенными элементами застройки, утратившими самостоятельную историко-культурную ценность". Решения о строительстве были приняты в 2002 и 2005 годах, о сносе - в 2006 году.

Общественные организации и прихожане церкви начали борьбу против сноса зданий и строительства элитных домов, указывая на незаконность происходящего. В результате осенью 2009 года Москомнаследие приостановило снос. А в апреле на заседании Общественного градостроительного совета при мэре была представлена новая концепция строительства в слободе, которая по сравнению с первым проектом многим показалась щадящей. Площадь зданий сократилась с 36 тысяч квадратных метров до 13,5 тысячи. Предельная высота была уменьшена до трех этажей. "Тихий поселок мультимиллионеров в самом сердце города вместо стандартного многофункционального комплекса с офисами и ресторанами", - писала активистка движения "Архнадзор" Наталья Самовер.

Тем не менее, и этот план не удовлетворил защитников исторического центра столицы: они апеллировали к тому, что в охранных зонах строительство возможно только в порядке регенерации историко-градостроительной среды, а даже новый план подразумевает снос зданий. Кроме того, новые дома все равно не вписываются в исторический замоскворецкий пейзаж, утверждали защитники Кадашей.

А в конце мая 2010 года подрядчик возобновил снос зданий с усиленным рвением. "Архнадзоровцы" забили тревогу: новый проект еще не утвержден, и, следовательно, разрешение на снос было дано под старый, отмененный проект "Пяти столиц". Противники сноса исторических зданий стали устраивать круглосуточные дежурства в Кадашах, пытаясь не допустить туда машины и строителей с отбойными молотками. В частности, они заняли здание старой колбасной фабрики, определенной к уничтожению. Кроме того, защитники исторических зданий объявили о бессрочной акции протеста.

В центре всеобщего внимания оказался Дом дьякона в Кадашах, признанный исторически-культурно неценным - "рядовым" строением начала XIX века и "утратившим композиционные и стилевые характеристики". Он был фактически разрушен еще несколькими месяцами ранее, и 27 мая экскаваторщик, прибывший для уборки мусора, попытался с помощью своего ковша снести остатки стен. Обломки здания попытались защитить дежурившие в Кадашах общественные активисты, и это орудие было обращено уже против них. Видеозапись того, как ковш свищет над головой девушки, разошлась по блогосфере.

Защитники Кадашей препятствуют строительной технике. Фото Дмитрия Борко с сайта "Архнадзора"
Lenta.ru

Также большой резонанс вызвали сообщения об археологических находках в Кадашах. Активисты "Архнадзора" просеяли около кубометра грунта, выброшенного строителями, и обнаружили осколки керамики XVII-XIX веков, а также печных изразцов XVII-XVIII веков. Это дало им основания утверждать, что замоскворецкий культурный слой должны изучать специалисты, и отдавать территорию под строительство нельзя. В ответ на это специалисты комитета по культурному наследию Москвы пообещали организовать раскопки.

Тем не менее, несмотря на не до конца проясненную природу разрешения на разрушение квартала в Кадашах городские власти дали общественникам-добровольцам понять, что шансов остановить снос у них немного. Среди защитников новой застройки оказались главный архитектор Москвы Александр Кузьмин и глава столичного стройкомплекса Владимир Ресин. Москомнаследие опубликовало материал "За что боремся?" (стиль крайне характерен: "так называемые защитники" и так далее), в котором подтверждало, что сносимые здания ценности не представляют, а "старый проект", закрывавший вид на действительно ценную церковь, "реализован не будет". (Оппоненты Москомнаследия сразу указали, что статья не отвечает на вопрос, законен ли снос, и если да - то на основании каких документов). Наконец, представители сторон встретились у префекта Центрального округа Алексея Александрова; последний дал понять, что оснований для прекращения сноса не видит.

Ситуация продолжала оставаться неясной, напряжение не спадало; "взрыв" последовал в ночь с 6 на 7 июня. Вечером в квартал прибыли сотрудники ЧОП "Родон", а также "люди в масках" и "братки из девяностых", как писали в блогах очевидцы. Вооруженные палками (черенками от лопат), они отгоняли активистов от "стройплощадки", пообещав активистам бить их в ответ на сопротивление; машины, перегородившие доступ тяжелой технике, они оттащили. Кроме того, "бойцы" стали светить в активистов фонарями, мешая им фотографировать. Это не помогло; подробные фотоотчеты с кадашевской ночи можно найти, например, в ЖЖ у пользователей vanmeetin и mmet.

Вместе с "бойцами" защитники исторических Кадашей увидели и их руководителей, которые следили за происходящим издалека. Приезжавшая на место происшествия милиция ничего внятного не сказала и не сделала. Затем тягач привез на место экскаватор и перекрыл Большую Ордынку, создав пробку. Начались первые столкновения представителей сторон. В Кадаши стали собираться активисты и журналисты, так как сообщения об обострившейся ситуации быстро разлетелись по блогам и СМИ. Приехал на некоторое время и депутат Госдумы от "Справедливой России" Антон Беляков, который потребовал от милиции заставить водителя тягача отогнать его и освободить движение по улице. Кроме того, он смог заставить чоповцев пустить людей во 2-й Кадашевский переулок (но не на территорию "стройплощадки").

История стала развиваться, когда уже рассвело. Строители начали работать отбойными молотками, а около полудня сотрудники ЧОПа с применением грубой силы оттеснили активистов и зрителей с площадки. Среди тех, кто попал под раздачу, оказался депутат Госдумы Валерий Гартунг.

Впрочем, возможно именно из-за этого, а также из-за поднятого скандала, последний раунд "битвы" при Кадашах остался скорее за защитниками исторического квартала. Произошло то, на что активисты рассчитывали с самого начала: ситуацией заинтересовалась не московская власть, которая, как кажется, уже все решила, а федеральная. Генпрокурор Юрий Чайка поручил московской прокуратуре проверить "ситуацию, сложившуюся вокруг сноса исторических зданий". Ранее уже высказывалась версия, что экстренный штурм Кадашей был предпринят, пока прокуратура не выдала запрет на снос. Теперь же работы на "стройплощадке" запрещены на 48 часов; руководитель думской фракции "Справедливая Россия" Николай Левичев заявил, что договоренность об этом достигнута с застройщиком. Это решение поддержали и в прокуратуре. За двое суток защитники надеются, что окончательные бумаги о неправомерности сноса будут получены. Что будут делать строители - посмотрим.

< Назад в рубрику