Мир
22:06, 8 июня 2010

Не могу молчать Старейшая американская журналистка ушла из профессии со скандалом

Завершение карьеры журналиста-"ветерана", известного многим поколениям жителей США, принято называть "очередной вехой в истории американских СМИ". Пожилых репортеров и телеведущих провожают на пенсию с почетом, с присвоением всевозможных званий и вручением наград. Длительная карьера легендарной Хелен Томас закончилась совсем по-другому: 89-летняя журналистка отходит от дел под сопровождение гневной критики коллег, отвергнутая издателями, соавторами и деловыми партнерами. Поводом для этого стал адресованный израильтянам призыв освободить "оккупированные" палестинские земли и отправиться "домой" - в Германию, Польшу и США.

Видеоролик, сделавший невозможной дальнейшую работу Хелен Томас в журналистике, был записан 27 мая, за несколько дней до инцидента с так называемой "флотилией свободы", который в очередной раз привлек внимание всех СМИ к ближневосточному вопросу. В этот день в Белом доме состоялся прием, посвященный дню культурного наследия американских евреев. На нем присутствовали представители еврейских изданий и, в частности, Дэвид Несенофф, работающий с RabbiLive.com. Он заметил в толпе гостей Хелен Томас и подошел пообщаться с ней. Безусловно, он знал о ее неприязни к Израилю, которую связывают с происхождением и воспитанием журналистки: она родилась в семье христиан - выходцев из Ливана.

Судя по опубликованному отрывку короткого интервью, Несенофф изначально надеялся спровоцировать Томас на неоднозначное замечание. Конкретного вопроса к журналистке у него не было - он просто попросил ее сказать "что-нибудь про Израиль". Конечно, он не рассчитывал, что ответ Хелен Томас окажется настоящей сенсацией и будет обсуждаться во всех газетах и популярных политических блогах. Пожилая женщина в достаточно грубой форме порекомендовала израильтянам "проваливать домой" и даже назвала возможные "пункты назначения" - Германию и Польшу. Секунду помедлив, она добавила: "И в США". Видимо, журналистка поняла, что если этого не сказать, то на следующий день газеты выйдут с заголовками "Хелен Томас велела евреям убираться в Европу", и потом уже сложно будет доказать, что об американских евреях речь не заходила.

Редакция RabbiLive.com обещала впоследствии обнародовать еще один отрывок интервью, который, как утверждалось, должен был произвести эффект разорвавшейся бомбы. Но для такого результата хватило и первого видеоролика, длящегося чуть более минуты. За пару дней его посмотрели сотни тысяч человек.

Компания Nine Speakers, которая занималась организацией публичных выступлений Хелен Томас, публично отказалась сотрудничать с журналисткой. Школа, для учеников которой живая легенда должна была прочесть лекцию, исключила речь из расписания. Крэйг Кроуфорд, написавший в соавторстве с ней публицистический бестселлер, объявил, что больше не поставит свое имя на одну обложку с фамилией Томас. Коллеги Хелен Томас по Ассоциации корреспондентов Белого дома обсуждали ситуацию на протяжении трех дней. Наконец, пресс-секретарь Белого дома Роберт Гиббс, который родился через десять с лишним лет после вхождения Томас в элиту американской политической журналистики, назвал ее слова "оскорбительными и достойными порицания". И даже бывшая губернатор Аляски Сара Пэйлин, которую многие считают ответственной за провал республиканцев на президентских выборах 2008 года, с возмущением обрушилась на Хелен Томас, а заодно и на всех остальных журналистов - от представителей этой профессии Пэйлин в свое время довелось услышать немало насмешек.

Защитники Хелен Томас в основном апеллируют к ее былым заслугам, напоминая, что она работала с десятью американскими президентами, на протяжении многих лет возглавляла бюро агентства United Press International (UPI) по освещению событий в Белом доме, сопровождала главу государства во всевозможных поездках и стала первой женщиной, удостоенной членства и высоких постов в ряде профессиональных ассоциаций. Последний скандал Хелен Томас стал далеко не первым в ее карьере: она никогда не боялась задавать провокационные вопросы и умело выводила из себя многих политиков, включая Фиделя Кастро. Даже ее уход из UPI в 2000 году сопровождался громким хлопком дверью - авторитетная журналистка объявила, что не может сотрудничать с агентством, фактическим совладельцем которого стал основатель Церкви Объединения Мун Со Мен.

Хелен Томаc и Рональд Рейган. Фото из архива (c)AFP
Lenta.ru

В конце концов, Хелен Томас, в полном соответствии с популярной шуткой, "ненавидела Буша, когда это еще не было модно". Еще до начала операции в Ираке и провала администрации Джорджа Буша-младшего при ликвидации последствий урагана "Катрина" журналистка пожаловалась, что ей приходится работать "с худшим президентом в истории США". Когда эти слова попали в печать, многие были уверены, что дни Томас в Белом доме сочтены. Но, вопреки ожиданиям, Хелен Томас осталась работать в президентском пуле и продолжила занимать единственное именное кресло в зале для пресс-конференций.

Впрочем, именно с появлением в Белом доме Джорджа Буша был положен конец одной многолетней традиции. Раньше все пресс-конференции главы государства заканчивались фразой "Спасибо, мистер президент", которую произносила Хелен Томас. Этот обычай завел еще Мерримен Смит - тот самый репортер, который получил Пулитцеровскую премию за освещение убийства президента Кеннеди. Буш, питавший к Томас взаимную неприязнь и старавшийся не отвечать на ее вопросы, лишил ее этой почетной роли - он стал сам ставить точку в общении с прессой фразой "Спасибо за ваши вопросы".

4 июня на сайте Хелен Томас было опубликовано заявление, в котором журналистка извинилась за свои слова и заверила, что ее самой большой мечтой является воцарение мира на Ближнем Востоке, а прозвучавшие ранее радикальные замечания ни в коей мере не отражают ее взглядов. Но исправить ситуацию Томас было уже не под силу. Через несколько дней стало известно, что она уходит на пенсию.

Даже в многочисленном стане тех, кто считает слова Хелен Томас абсолютно недопустимыми, есть люди, которые ей сочувствуют. Так, британский колумнист Рой Гринслейд в своем блоге на сайте газеты The Guardian выразил недоумение по поводу реакции Nine Speakers на скандал. Гринслейд считает, что агентство нарушило права своей клиентки и даже ущемило свободу слова. Но нельзя не признать, что в точности такому же остракизму был бы подвергнут любой журналист уровня Хелен Томас, предложи он, скажем, дать Иерусалиму международное разрешение на силовые операции любого масштаба против всех группировок и государств, представляющих потенциальную угрозу существованию Израиля. И каждому, кто вступит в дискуссию по этому поводу, придется столкнуться со старым вопросом о том, имеет ли журналист право на собственную точку зрения и в какой мере она может влиять на его профессиональную деятельность.

Хелен Томас и Билл Клинтон. Фото из архива (c)AFP
Lenta.ru

Если кто-то и выиграл от неприятного и в высшей степени некрасивого инцидента с Хелен Томас, так это RabbiLive.com и лично Дэвид Несенофф, снявший скандальное видео. В настоящий момент на этом ресурсе опубликовано обращение к президенту Бараку Обаме - Несенофф приглашает его совершить совместную поездку в Израиль. Несенофф, в отличие от Томас, раздает комментарии направо и налево и не скрывает своей радости по поводу бесславного ухода журналистки из профессии.

Радикальный антиизраильский призыв Хелен Томас не оставляет ни малейшего желания защищать ее, а репутация журналистки намекает, что она в этом не нуждается. Но все же хотелось бы верить, что когда утихнет скандал, в памяти американцев останется не брызжущая слюной на камеру "старая ведьма-антисемитка", как ее называют сейчас пользователи YouTube, а спокойная женщина, говорившая "Спасибо, мистер президент" Кеннеди, Джонсону, Никсону, Форду, Картеру, Рейгану, Бушу-старшему и Клинтону.

Юлия Савицкая

< Назад в рубрику