8-9 июня в Приморском крае развернулась партизанская война. Полторы сотни сотрудников правоохранительных органов с использованием служебных собак и вертолетов начали разыскивать в лесах нескольких мужчин, объявивших себя "борцами с антинародным режимом". "Борцов" подозревают в нескольких нападениях на милиционеров.
Группировку "революционеров" возглавляет 32-летний бывший боец ВДВ, ветеран чеченской войны Роман Муромцев. Под его началом действуют как минимум четверо молодых людей. Официально объявлено, что бандитов может быть больше. А неофициальные источники уже называют точную цифру - по их сведениям, помимо Муромцева в отряд могут входить шесть человек.
Так или иначе, пока точно установлены личности лишь четверых сторонников Муромцева. Это 19-летний солдат-дезертир Александр Сладких, 22-летний Андрей Сухорада, 18-летний Роман Савченко и 20-летний Александр Ковтун. Сухорада и Ковтун в прошлом привлекались к ответственности за избиения иностранцев.
Как утверждают в правоохранительных органах, некоторое время назад "группа Муромцева" стала распространять в Приморье листовки с требованием очистить ряды МВД от взяточников и прочих несознательных элементов. Кроме того, письма с аналогичным содержанием были высланы на адреса некоторых политических партий. "Но никто не ожидал, что от угроз самопровозглашенные "народные мстители" сразу перейдут к делу", - сказал журналисту "Комсомольской правды" анонимный сотрудник МВД.
Однако "борцы с режимом" оказались людьми действия. По версии правоохранительных органов, ночью 27 мая бандиты напали на отделение милиции в селе Ракитное Дальнереченского района Приморья. Убив дежурного милиционера, преступники устроили разгром в отделении. Затем они присвоили вещи, полезные при ведении боевых действий, - милицейскую форму и спецсредства. А вот о краже оружия СМИ не сообщали. Или эта деталь по каким-то причинам была скрыта, или преступники вооружились каким-то иным способом.
29 мая бандиты обстреляли милицейский автомобиль в Яковлевском районе Приморья. Один милиционер получил ранение.
Как известно, один инцидент воспринимается как случайность, два - как совпадение, а три уже заставляют задуматься о тенденции. По-настоящему на "приморских партизан" обратили внимание после третьего нападения на сотрудников милиции. Это нападение было совершено в ночь на 8 июня. Но перед этим "борцы с режимом" для разнообразия избрали своей жертвой гражданское лицо. Они связали пожилого жителя Спасского района, затолкали его в багажник его "Москвича" и поехали куда-то на этой машине. Вскоре "Москвич" остановили для проверки два милиционера. Бандиты немедленно открыли по ним огонь из автоматов. Оба милиционера получили тяжелые ранения, но начали отстреливаться. Поэтому преступники не смогли отнять у них оружие.
После этого в Приморье началась спецоперация, к которой были привлечены более 150 сотрудников правоохранительных органов. Бандитов стали высматривать с вертолетов, по их следу были пущены служебные собаки. Однако преступники отлично ориентировались на местности и общались между собой с помощью раций. Поэтому на протяжении долгого времени участникам поисков удавалось обнаружить лишь следы стоянок "партизан" да гранаты на растяжках. Боеприпасы обезвредили, никто из участников поисков не пострадал. В связи с особой опасностью подозреваемых сотрудникам правоохранительных органов отдали приказ при их обнаружении стрелять на поражение.
Тем временем в интернете начал распространяться текст, подписанный именем Муромцева. Текст обращен к "полковнику Квачкову и другим соратникам". Авторы текста предлагают "мужикам", в которых "осталось хоть что-то русское", перестать "терпеть беспредел мировой закулисы, которая творит террор на нашей земле".
Интересно, что на сайте русского националистического Движения против нелегальной иммиграции этот документ опубликован в кратком виде. Текст завершается призывом поставить в храме свечу за упокой души Муромцева и его подчиненных. В то же время исламистские сайты опубликовали расширенную версию текста. В этом тексте после абзаца о свечке перечисляется состав группы Муромцева (впрочем, там есть только пять имен, известные СМИ), и говорится: "Отрядом проведено несколько успешных акций против оккупантов, в том числе ликвидация оперативника МВД, 'прославившегося' своими зверствами по отношению к мирному населению и сожжение отделения милиции в селе Варфаломеевка".
Адресат обращения Владимир Квачков, некогда обвинявшийся в покушении на Анатолия Чубайса, в интервью "Русской службе новостей" заявил, что считает этот текст компиляцией и провокацией. По словам Квачкова, Муромцева он не знает. Полковник считает, что первоначально текст могли написать "партизаны", но имя Квачкова туда вставили уже другие люди. Отвечая на вопрос, одобряет ли он действия бандитов, Квачков заявил: "Одобрение террористических действий представляет собой содержание статьи".
Днем 9 июня сотрудникам правоохранительных органов удалось выйти на след банды Муромцева. По последним данным, банда разделилась на две группы численностью два и три человека. Группа из трех человек блокирована, с ней ведут переговоры. Подозреваемых уговаривают сдаться без боя. По всей видимости, в ближайшие несколько часов будет объявлено о завершении спецоперации.
Тем временем в СМИ стали появляться необычные предположения о мотивах преступников. Хотя большинство журналистов не сомневаются в "идеологической" подоплеке происходящего, иногда высказываются и иные мнения. Например, психолог Зоя Лютик в беседе с журналистом издания "Восток-медиа" заявила: "Возможно, преступники просто хотят завладеть оружием, чтобы совершить, например, крупное ограбление. Возможно, нападая только на представителей власти, преступники хотят пустить следствие по ложному следу". На эту мысль психолога натолкнула чрезмерная пафосность интернет-обращения, приписываемого Муромцеву. Впрочем, версия представляется странной, - трудно предположить, что бандиты не понимают, какие последствия будут иметь их действия. А эти последствия исключают возможность участия в каком-либо ограблении как минимум в ближайшие годы.
Источники газеты "Коммерсант" предположили, что действия бандитов - месть за разгром преступного бизнеса, связанного с незаконным оборотом древесины. Якобы раньше соратники Муромцева незаконно торговали лесом, а силовики пресекли эту деятельность. И преступники решили отомстить им весьма оригинальным образом.... Эта версия чуть более логична, чем версия об ограблении, но все равно как-то слишком надуманна.
Представитель приморского управления СКП РФ Ольга Левченко сказала журналистам, что официально пока ни одна из версий мотивов банды Муромцева не рассматривается в качестве основной.
Татьяна Ефременко