Спустя несколько дней после начала погромов в Оше — областном центре на юге Киргизии — власти пока не могут полностью взять ситуацию под контроль. Волна беспорядков пошла на спад (очевидно, сыграли свою роль работа народных дружин и недавнее решение временного правительства, которое наконец разрешило милиции и военным открывать по погромщикам огонь на поражение). Однако волнения перекинулись на соседнюю Джалалабадскую область.
В Джалалабаде частично повторился сценарий, по которому события развивались в Оше. В некоторых частях города началась стрельба, стали поступать сообщения о грабежах. Горожане стали возводить на улицах баррикады, чтобы защитить свои кварталы.
Учитывая, что военной помощи извне Киргизия не получила, властям приходится полагаться на собственные силы. Чтобы поддержать подразделения силовых структур, которые уже переброшены на юг страны, временное правительство объявило частичную мобилизацию. Всех военнообязанных граждан в возрасте до 50 лет призвали явиться в военкоматы по месту приписки.
Одновременно с этим временное правительство назначило на руководящие должности нескольких ветеранов силовых структур, рассчитывая, очевидно, что их опыт позволит справиться с ситуацией. Должность заместителя председателя Государственной службы национальной безопасности занял кадровый чекист, выпускник Института разведки КГБ Кубатбек Байболов (одновременно он был назначен комендантом Джалалабада). А пост главы УВД Ошской области отдали бывшему начальнику ГУВД Бишкека, получившему прозвище "комиссар Каттани" Омурбеку Суваналиеву.
В погромах 11-12 июня, по официальным данным, были убиты десятки людей. По неофициальным данным, погибших сотни (говорят о пятистах и даже о тысяче погибших). По информации "Ферганы.Ру" на 12 июня, большинство из убитых и пострадавших — представители узбекской общины.
В то же время о всеобщем межэтническом конфликте, как отмечают многие очевидцы, речь не идет. Напротив, те, кто в беспорядках не участвовал (как киргизы, так и узбеки) помогали друг другу, прятали беженцев, спасающихся от погромщиков. "Я сам кыргыз. Квартал, в котором я живу, интернациональный, где живут кыргызы, узбеки, корейцы, русские, - рассказывал житель Оша по имени Жоомарт, - Как только все началось, мы организовали дежурство все вместе, на случай если придет одна из сторон". "Говорить однозначно, что все кыргызы и узбеки друг друга возненавидели, я не могу. Есть горячие головы, которые мыслят однобоко, но на нашей улице таких нет", - добавил он.
Некоторые из очевидцев также отмечали, что среди погромщиков — в Оше, Джалалабаде и некоторых других населенных пунктах — были главным образом приезжие. Брат вице-премьера Киргизии Асылбек Текебаев, комментируя нападение на одно из сел Джалалабадской области 13 июня (по его словам "в село ворвалась группа из примерно тридцати человек и просто начала стрелять по домам, людям"), заявил, что местных среди них не было. "Это не местные, тут все друг друга знают, поэтому я убежден, что это наемники, которые и спровоцировали всю эту бойню", - сказал он.
"Большинство погромщиков было организованно в особые группы от 500 до 2000 ублюдков, вооруженных до зубов, - рассказывал пользователь киргизского форума Diesel, находящийся в Оше, - Все в основном приезжие с отдаленных сел и районов". Большие группы людей наступали под прикрытием БМП (в распоряжении погромщиков оказалась в том числе и бронетехника) и автоматчиков, а уже за ними, по выражению источника, шло "остальное быдло с палками и арматурами".
По словам временного вице-премьера Азимбека Бекназарова, организаторы погромов разместили в Оше снайперов, которые убивали представителей двух общин, натравливая людей друг на друга. "Преступники, - пишет главный редактор "Ферганы.Ру" Даниил Кислов, - назвавшись 'узбеками', громили дома этнических киргизов, поджигали 'киргизские' магазины, оскорбляли и избивали киргизских стариков и детей. Назвавшись 'киргизами', те же самые головорезы громили 'узбекские' кафе и базары... Жестокая провокация достигла своей цели: по улицам пошла цепная реакция, око за око, кровь за кровь".
Вину за организацию погромов киргизские власти почти сразу же возложили на окружение свергнутого президента Курманбека Бакиева. Временный президент страны Роза Отунбаева прямо обвинила в произошедшем братьев Бакиевых (не уточнив, кого конкретно). Они, по ее словам, рассчитывали, что волна беспорядков позволит им сорвать референдум (по новой конституции и статусу временного главы государства) и вернуться во власть. Сам Бакиев по прежнему находится в Белоруссии. Все обвинения в адрес своей семьи он отвергает.
Возобновились поджоги. Утром 13 июня, по информации агентства "24.kg", молодые люди в белых масках стали поджигать дома, забрасывая их бутылками с горючей смесью. Загорелись жилые дома, школа и здание одного из общественных фондов. Пожарным справляться с многочисленными возгораниями сложно: продвижение по улицам затрудняют баррикады, кроме того, для пожарных машин в осажденном городе, как рассказала правозащитница Рая Кадырова, уже не хватает бензина.
Магазины и рынки в Оше по-прежнему закрыты. В домах отключен газ (газоснабжение было прервано для того, чтобы избежать возможных взрывов). В то же время власти постепенно организуют снабжение жителей продуктами. Уже 12 июня мэрия запустила пекарни, по городу стали развозить хлеб. На следующий день в Ош прибыла гуманитарная помощь, собранная жителями Бишкека (продукты и медикаменты). Предметы первой необходимости, как сообщается, направляются в первую очередь в "медицинские и социальные учреждения". Гуманитарная помощь по городу развозится под охраной.
Помощь жителям пострадавшего региона поступает из нескольких областей. Так, в Таласской области, по данным на утро 13 июня, было собрано более 45 тонн продуктов для отправки на юг страны. Жители Баткенской области отправили в Ошскую область продукты для сотрудников правоохранительных органов, пытающихся навести там порядок. Авиакомпании, занимающиеся переброской гуманитарного груза, а также эвакуацией беженцев и пострадавших, по данным Агентства гражданской авиации республики, договорились о том, чтобы "предоставлять борта на безвозмездной основе".
По информации на утро 13 июня, сотрудники МЧС эвакуировали из Оша женщин и детей, проживающих в кварталах со смешанным населением. Ранее некоторые жители смогли покинуть город под защитой военных (людей вывозили на БТРах). 12 июня тысячи представители узбекской общины (проживающих не только в Оше, но и в некоторых районах Ошской области) воспользовались временным открытием границы с Узбекистаном и перешли на территорию соседнего государства. По данным киргизского общества Красного Полумесяца, в Узбекистан были вынуждены бежать около шести тысяч человек.
Вечером 12 июня пограничные переходы были вновь закрыты (сообщается, что это было сделано по решению узбекской стороны). Утром следующего дня замглавы пограничной службы Киргизии Чолпонбек Турусбеков заявил, что скопления людей на границе больше нет, так что держать КПП открытыми "нет необходимости". Он добавил также, что часть узбекских беженцев (около полутора тысяч человек) решила вернуться обратно в Киргизию.
В то же время, по информации агентства "24.kg" на утро 13 июня, к границе Киргизии с Узбекистаном направляются "большие потоки беженцев — не менее 30 тысяч человек". "Беженцы идут непрерывным потоком", - подтверждает РИА Новости. А представитель МЧС Узбекистана заявил вечером 13 июня, что границу с киргизской стороны уже пересекли 75 тысяч узбекских беженцев.
В ночь на 13 июня в городе шла стрельба. Были подожжены некоторые магазины, здание Кыргызско-Узбекского университета. Сгорело здание местной телекомпании. К утру в городе, как и ранее в Оше, не работали магазины, не ходил общественный транспорт, на улицах выросли баррикады. Местные жители, как сообщало агентство "24.kg", спешили вывезти из города стариков и детей.
Утром погромщики стали собираться на городском ипподроме. Собравшаяся толпа (несколько тысяч человек) двинулась по городу, поджигая по пути дома. Возобновились перестрелки. По информации агентства АКИpress, в городе действовали "пять-шесть хорошо вооруженных групп, которые стреляли и в узбеков, и в киргизов". Около полудня вооруженные люди в масках захватили областную больницу. На ее территории в течение нескольких часов шла перестрелка. В итоге военным удалось освободить здание. Больницу взяли под усиленную охрану.
К тому времени во всей Джалалабадской области решением временного правительства был введен режим чрезвычайного положения. В 18:00 по местному времени в Джалалабаде начал действовать комендантский час. Временный губернатор области Бектур Асанов, комментируя ситуацию в областном центре, заявил, что агрессивно настроенная толпа вытеснена из центра города. Он пообещал "жестко пресекать любые попытки нарушить комендантский час". Один из дружинников, которого цитирует АКИpress, подтвердил, что по участникам беспорядков спецназ стреляет на поражение.
Возможность ввода в Киргизию российских войск (и последующего перехода республики под контроль РФ) стала обсуждаться в прессе уже после апрельского переворота. Предполагалось, что это может быть сделано под предлогом защиты российских граждан, находящихся в республике. Однако российские власти тогда ограничились тем, что направили на российскую базу в Канте (она расположена в нескольких десятках километров от Бишкека) дополнительно две роты десантников - "для обеспечения безопасности семей российских военнослужащих".
Теперь оснований для ввода войск прибавилось. Само руководство страны обратилось с такой просьбой, ее поддержали жители юга Киргизии, а также представители узбекской диаспоры в России. Однако и российские власти, и находящийся под влиянием России блок ОДКБ пока выжидают. 14 июня ситуацию в Киргизии планируют обсудить секретари совета безопасности стран, входящих в этот блок. Ранее на саммите ОДКБ президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что страны блока могли бы вмешаться в случае "попытки захвата власти извне". Кстати, Курманбек Бакиев после переворота сам пытался направить на родину войска ОДКБ "для нормализации ситуации". Однако поддержки не получил.
После начала беспорядков на юге Киргизии ходили слухи, что российские военнослужащие уже готовятся к отправке в зону конфликта. Однако пока что получило подтверждение только известие об отправке дополнительных сил десанта на российскую базу в Канте.
Пока в Киргизии на передний план (как неоднократно предсказывали наблюдатели, комментируя неспособность временного правительства справиться с беспорядками) выходят силовики. Собственно, после апрельского переворота некоторые советовали новой власти обратиться к ветеранам силовых структур, пользующимся определенным авторитетом, чтобы те помогли справиться с беспорядками.
Предлагали, в частности, вернуть во власть бывшего руководителя спецслужб Феликса Кулова, который после "тюльпановой революции" 2005 года координировал работу силовых структур и помог пресечь грабежи. Называли и упомянутого Омурбека Суваналиева, и бывшего секретаря совета безопасности Мирослава Ниязова. Однако временное правительство было, очевидно, уверено, что справится без посторонней помощи. Временный вице-премьер Алмаз Атамбаев, известный своим пристрастием к грубой лексике, на одном из митингов обозвал упомянутых офицеров "деревянными генералами и подонками". "Если кто-то считает, что в Киргизии нет власти, то он ошибается, - куражился Атамбаев. - Мы наведем порядок и будем процветать".
О том, помогут ли назначения Омурбека Суваналиева и Кубатбека Байболова справиться с ситуацией, судить пока рано. Хотя в ошском ГУВД уже заявили, что с прибытием нового начальника "служба подразделений в условиях чрезвычайного положения была налажена в считанные часы". По словам сотрудников милиции, в городе стало в больших количествах изыматься огнестрельное оружие, стали возбуждаться уголовные дела по фактам нападений, поджогов и мародерства.
Тем временем бывший секретарь совета безопасности Мирослав Ниязов сообщил, что готовит для отправки на юг миротворческую интернациональную роту. В нее, по его словам, будут включены ветераны афганской войны, офицеры-десантники, представители казачества. "Мы намерены получить у Минобороны зону ответственности. Желающих войти в роту очень много, но пока мы не можем взять больше 100 человек", - добавил он.
Если отставным генералам действительно удастся навести порядок на юге страны, временное правительство будет окончательно отодвинуто на второй план. И обсуждавшийся в Киргизии сценарий, по которому некий представитель силовых структур спасает республику от беспорядков, получает поддержку народа и доступ к верховной власти, может стать реальностью. Собственно, Ниязов, комментируя последние события, уже отметил, что стране нужен новый лидер. "Там должен быть совершенно новый человек, - сказал он. - А временное правительство, какие бы оно усилия сейчас не делало, оно уже опоздало".