Во вторник, 15 июня, были опубликованы итоги повторного расследования событий "кровавого воскресенья" 1972 года, в ходе которого британские солдаты открыли огонь по участникам мирной демонстрации в Северной Ирландии, убив 13 человек. По итогам разбирательства, длившегося 12 лет, действия военных были признаны "не имеющими оправдания".
Вообще-то дней, вошедших в историю под названием "кровавое воскресенье", существует несколько. Свое Кровавое воскресенье есть, в частности, и в России, а в Ирландии только в XX столетии их было три. Однако на протяжении последних 38 лет и в Ирландии, и в Великобритании это словосочетание прочно ассоциируется с событиями, случившимися 30 января 1972 года, когда солдаты 1-го батальона Парашютного полка британской армии расстреляли мирную демонстрацию в североирландском городе Лондондерри.
Жертвами событий 30 января стали 13 человек, в том числе семеро подростков. Еще 14 человек получили ранения, один из них впоследствии скончался. По словам родственников погибших, некоторые из убитых не принимали непосредственного участия в демонстрации - марше Ассоциации в защиту гражданских прав жителей Северной Ирландии. Очевидицы событий утверждали, что солдаты первыми открыли огонь по демонстрантам, а когда толпа бросилась бежать, продолжали стрелять им в спины (полный список погибших и характер полученных ими ранений 15 июня опубликовала газета The Belfast Telegraph).
Первое правительственное расследование событий "кровавого воскресенья" было проведено по горячим следам. В июне 1972 года комиссия под руководством лорда Уиджери (John Widgery) опубликовала итоги разбирательства, на которое ушло 11 недель. Следователи пришли к выводу, что военные открыли огонь после того, как в них начали стрелять демонстранты.
Новое расследование, проводившееся под началом лорда Сэвилла (Mark Oliver Saville) длилось 12 лет и стало самым длительным публичным разбирательством в истории Великобритании. Заслушав за это время показания более 2,5 тысяч свидетелей и затратив колоссальные средства (по оценкам BBC News, на проведение расследования ушло 195 миллионов фунтов стерлингов), следователи подготовили доклад на 5 тысячах страниц. Их данные категорически расходятся с выводами комиссии лорда Уиджери.
В частности, в докладе говорится, что военные начали стрелять без предупреждения, при этом ни один из убитых и раненых не представлял для солдат какой-либо угрозы. Несмотря на то, что у кого-то из участников марша было при себе огнестрельное оружие, никто из демонстрантов его не применял. Более того, солдаты действительно продолжали стрелять в спины убегающим, а также в тех, кто пытался помочь раненым. Также следователи установили, что военные впоследствии давали ложные показания.
Официально итоги расследования, о которых в британской прессе сообщали еще 11 июня, огласил премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон. Выступая в парламенте, премьер произнес полную достоинства речь, в которой, в частности, говорил, что, хоть ему и горько признавать неправоту британских солдат, но результаты разбирательства ясно свидетельствуют, что действия военных в ходе событий 30 января 1972 года "были неоправданными и не имеющими оправдания" (стенограмма и видеозапись выступления Кэмерона выложены на сайте BBC News).
В заключение премьер-министр принес извинения родственникам погибших от лица страны и правительства, которое, по его словам, является ответственным за действия своих вооруженных сил.
Выводы комиссии Уиджери многие в Великобритании сочли попыткой обелить военных - вплоть до премьер-министра Тони Блэра, инициировавшего в 1998 году повторное разбирательство. Данные расследования лорда Сэвилла в стране восприняли как долгожданное восстановление справедливости.
Главное, видимо, действительно сделано - несмотря на то, что наказать виновных вряд ли удастся, британское правительство нашло очень верную формулировку, способную принести утешение родственникам жертв и очевидцам событий "кровавого воскресенья", не покрыв при этом позором вооруженные силы. К извинениям Кэмерона уже присоединился начальник британского генштаба и бывший главнокомандующий сухопутными войсками генерал Дэвид Ричардс (David Richards), а также генерал Майк Джексон (Mike Jackson), в 1972 году бывший офицером Парашютного полка.
Что же касается привлечения к ответственности виновных, то маловероятно, чтобы солдаты, стрелявшие по демонстрантам, предстали перед судом сейчас, спустя почти 40 лет. Во-первых потому, что собрать достаточное количество улик против каждого из военных будет практически невозможно. Как утверждают эксперты BBC News, любой из подсудимых сможет обвинить прокуроров в злоупотреблении.
Во-вторых, не очень понятно, как распределять ответственность за случившееся. С одной стороны, вина за применение солдатами огнестрельного оружия должна лечь на офицера, отдавшего приказ открыть огонь. Военными в тот день командовал подполковник Дерек Уилфорд (Derek Wilford). Видимо, он и отдал приказ, который, по словам премьер министра "не должен был поступить". Впоследствии Уилфорд неоднократно утверждал, что солдаты открыли огонь в ответ на выстрелы со стороны демонстрантов.
С другой стороны, в докладе говорится о катастрофической дисциплине среди солдат и упоминается, что стрелять они начали, не дожидаясь приказа. Комиссия лорда Сэвилла возложила на Уилфорда ответственность не столько за сам приказ, сколько за то, что он вообще повел парашютистов в Лондондерри - хотя это решение могло исходить и от его начальства. Несколько бывших солдат полка, не принимавших участия в событиях 30 января 1972 года, уже выступили с заявлением в поддержку Уилфорда - по их словам, его обвинили просто потому, что нужно было обвинить кого-то из командования.
Наконец, главное обстоятельство - события "кровавого воскресенья" привели к резкому обострению конфликта между британскими властями и североирландскими сепаратистами. Действия британских военных вызвали небывалый рост популярности Ирландской республиканской армии (IRA), и последующие десятилетия были омрачены многочисленными вооруженными столкновениями между правительственными войсками и боевиками IRA, а также терактами на территории Северной Ирландии и Великобритании.
В 1998 году в Белфасте было подписано соглашение о перемирии, так называемое Соглашение страстной пятницы, по условиям которого британское правительство освободило из тюрем многих активистов IRA, осужденных за серьезные преступления, вплоть до убийств. После этого призывы наказать виновных в событиях 30 января 1972 года не пользуются среди британской общественности особенной популярностью.
Между тем, в памяти жителей Северной Ирландии события "кровавого воскресенья" 1972 года по-прежнему свежи. Жители Лондондерри, собравшиеся в день оглашения итогов расследования на месте расстрела демонстрации, радостно приветствовали выводы комиссии лорда Сэвилла. Это собрание перетекло в акцию поминовения сотен ирландцев, погибших в столкновениях с британскими войсками, в ходе которого звучали лозунги в поддержку всех погибших за свободу - не только на площади Тяньаньмэнь и в Дарфуре, но также и в Грозном, в Фаллудже и в Газе.