Мир
21:14, 17 июня 2010

Старикам везде у нас почет Страсбург запретил Финляндии депортировать пожилую россиянку

Финляндия в последнее время стала главным поставщиком скандалов о разделенных миграционными службами семьях. Если обычно дело касалось дележа детей, то сейчас русско-финская граница оказалась помехой для пожилой женщины Ирины Антоновой, которой финские власти хотели отказать в праве прожить последние годы рядом с дочерью. Отменить депортацию удалось лишь благодаря вмешательству Страсбурга.

Ирина Антонова попала в Хельсинки в 2008 году после того, как пережила инсульт. За пожилой женщиной нужен был уход и присмотр, который ей решила обеспечить дочь, натурализовавшаяся финка Наталья Кяярик, переехавшая в столицу Финляндии 20 лет назад. Наталья перевезла свою мать в Финляндию по гостевой визе и начала хлопотать о гражданстве.

С юридической точки зрения, никаких веских зацепок для получения гражданства не было. Финское законодательство не включает в понятие семьи родителей гражданина Финляндии, а значит, и остаться со своей дочерью на основании родства у Антоновой шансов не было. Миграционные службы неоднократно отказывали ей в виде на жительство, а впоследствии решили не продлевать гостевую визу, и по ее истечении мать Натальи Кяярик должна была отправиться обратно домой в Выборг.

Учитывая состояние пережившей инсульт женщины, решение сложно назвать правильным и адекватным. Но, судя по всему, оно было законным, и оспаривать его нужно было соответствующим путем. Наталья высказывала опасения, что ее мать не сможет пережить переезда в Выборг, где у пожилой женщины не осталось ни родных, ни жилья. В доказательство своих слов она предъявляла заключение финского врача об опасности переезда в Россию для жизни Антоновой. Каким образом Ирина Антонова осталась без недвижимости и в каких условиях жила в Выборге до поездки в Финляндию, не уточняется.

Делами Антоновой занялся хорошо известный российской общественности правозащитник Йохан Бекман, открыто симпатизирующий России. Он принимал непосредственное участие в двух других громких делах русско-финских семей - Салонен и Рантала, а также заслужил запрет на въезд в Эстонию за свои выступления по поводу конфликта вокруг таллинского "Бронзового солдата". Более того, Бекман себя самого считает чуть ли не россиянином на основании того, что когда-то в течение непродолжительного времени Финляндия была частью Российской Империи.

После того как неизбежность депортации стала очевидной, представители Антоновой обратились в Страсбург, а сама женщина вскоре попала в больницу с еще одним инсультом. По словам Натальи Кяярик, ее мать в последнее время совсем сдала, не встает с кровати и практически не разговаривает. 16 июня Ирина Ивановна по-прежнему находилась в больнице, и миграционные власти отодвинули срок экстрадиции, но не отменили ее полностью.

Администрация Ленинградской области подыскала для Антоновой приличный дом престарелых (созданный, кстати, финским благотворительным обществом) и пообещала обеспечить женщине достойную старость. Наталья, казалось бы, уже смирилась с необходимостью расстаться с матерью и навещать ее по выходным, но все равно считала решение финских властей абсурдом. Муж Натальи, военный Ари Лайтонен, был полностью солидарен с мнением своей супруги и в знак протеста даже объявил об уходе из финской армии, пишет "Российская газета". "Если я не могу защитить даже свою тещу, то как я могу защищать свою страну?" - возмущается он.

Европейский суд по правам человека был не единственным местом, куда обратилась семья Кяярик-Лайтонен за помощью. Через Бекмана они попросили о содействии комиссара Совета Европы по правам человека Томаса Хаммарберга и президента Финляндии Тарью Халонен. Реакция Хаммарберга, к которому также обратился и руководитель комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов, неизвестна, а представители Халонен ответили, что данная ситуация находится вне компетенции финского президента.

Но ехать Ирине Антоновой в Выборг в ближайшее время не придется. И не благодаря доброй воле финских властей, а из-за экстренного решения обычно весьма неторопливого Страсбургского суда, наложившего запрет на экстрадицию женщины до конца разбирательства. Таким образом, пока не будет вынесен окончательный вердикт - а зачастую это занимает долгие годы - Антонова сможет жить в Финляндии вместе с дочерью.

Финское посольство уже подтвердило, что его страна не собирается игнорировать решение Страсбурга, как временное, так и окончательное, и пожилая россиянка сможет оставаться в Финляндии без угрозы депортации. Несмотря на более или менее благоприятный исход, Йохан Бекман пообещал подать в суд на главу миграционной службы Финляндии Олли Коскипиртти за чуть было не состоявшуюся депортацию 82-летней больной женщины.

Никаких извинений или комментариев от финской стороны по поводу поведения миграционных властей не последовало, а в данной ситуации они были бы вполне уместны. Финские власти в последнее время выбирают формально-отстраненную линию поведения в делах выходцев из России, которых в Финляндии проживает предостаточно, и хотя такая позиция вполне понятна, на этот раз можно было бы сделать исключение.

Павел Борисов

< Назад в рубрику