Бывший СССР
22:27, 25 июня 2010

Из рук в руки Тимошенко и ее сменщики расплачиваются за подписанные в Москве контракты

Иван Яковина

Дело об 11 миллиардах кубометров газа, изъятых у RosUkrEnergo в 2009 году - во время премьерства Юлии Тимошенко, становится все интереснее. После задержаний и арестов своих соратников бывшая премьер-министр взяла на себя их вину, попросилась на допрос, а также опубликовала документы с доказательствами собственной невиновности и преступной сущности своих оппонентов.

Вечером 23 июня в Киеве был задержан Анатолий Макаренко, который руководил украинской таможней в то время, когда 11 миллиардов кубометров природного газа компании RosUkrEnergo длинным и запутанным путем перекочевали в собственность "Нафтогаза". В вину ему поставили попустительство растаможке этого газа, законность которой вызывает вопросы.

И уже утром следующего дня бывшая начальница чиновника - Юлия Тимошенко - собрала экстренную пресс-конференцию, чтобы предложить свою версию событий полуторагодичной давности, когда в Москве были подписаны документы, положившие конец очередной "газовой войне" и послужившие началом нынешнему разбирательству.

Бывшая премьер сообщила, что в прошлом году именно ее стараниями Украина получила низкую (около 230 долларов за тысячу кубических метров) цену на газ. При этом она добавила, что такое соглашение стало возможным благодаря покупке у "Газпрома" 11 миллиардов кубометров газа по исключительно низкой цене (около 154 долларов).

Свои действия она назвала полностью правильными, отвечающими интересам Украины и, конечно, совершенно законными. В подтверждение последнего тезиса Тимошенко опубликовала копию договора с "Газпромом", из которого следует, что вся сделка была прозрачной и законной.

Документ от 20 января 2009 года под номером КП-ПХГ-2 действительно производит совершенно законное впечатление. "Газпром" просто продает газ "Нафтогазу" по низкой цене - и все. Никакого упоминания о RosUkrEnergo там вообще нет. Чего вообще хочет совладелец RUE Дмитрий Фирташ, какое он имеет отношение к сделке - совершенно непонятно.

Но позднее Тимошенко объяснила, какое. И даже показала. Из документа, продемонстрированного ею на пресс-конференции, следует, что Фирташ, оказывается, передал свое имущество в управление нынешнему министру топлива и энергетики Юрию Бойко. То есть, по ее логике, налицо спайка бизнеса и власти, именуемая коррупцией.

По мнению лидера БЮТ, продажные чиновники и нечистые на руку бизнесмены никогда не оставят попыток тиснуть у Украины чего-нибудь еще. А 11 миллиардов кубометров газа - это жирнейший кусок собственности, оторвать от которого их будет крайне непросто.

При этом Тимошенко выразила готовность повторить все это в разговоре с сотрудниками правоохранительных органов и объявила, что ее прежние подчиненные ни в чем не виноваты, поскольку выполняли ее прямые распоряжения.

Вроде бы ситуация проста как день. Тимошенко - молодец: обеспечила страну дешевым газом, положила конец "газовой войне" и отодвинула от кормушки олигархов с чиновниками. Но эти плохие люди не смогли простить ей отстаивания народных интересов и теперь мстят.

Но не все так просто. Обращает на себя внимание номер документа, опубликованного лидером БЮТ.

"КП-ПХГ-2".

Любопытный человек обязательно поинтересуется, а почему индекс у него "2"? Что же было в первом КП-ПХГ? Ответ на этот вопрос есть.

Если не вдаваться в детали, то первый КП-ПХГ - это тоже продажа 11 миллиардов кубометров газа. И тоже по удивительно низкой цене, до цента совпадающей с той, что обозначена во втором договоре. Даже стороны контракта те же. Отличие одно - газ продавался из Украины в Россию.

Этот документ БЮТ, конечно же, не опубликовал.

Не сделано это было по нескольким причинам. Во-первых, люди бы не поняли, почему Украина продает газ России? Да еще и по смехотворной цене в 154 доллара? Во-вторых - дата продажи. Она совпадает с датой покупки того же газа.

Проще говоря - в течение одного дня на бумаге газ прогнали через границу туда-сюда с неизвестными целями.

Но, допустим, ладно. Если "Газпрому" и "Нафтогазу" так хочется заниматься подобной ерундой, то не вопрос - их дело. Но таможенные сборы извольте уплатить в обоих случаях. Ведь если верить КП-ПХГ-1, "Нафтогаз" сначала продал топливо за границу. В этот момент компания обязана была уплатить 35-процентную экспортную пошлину. А этого сделано не было. Таможня! Ау! Где ты?

У следователей, занимающихся этим делом, вполне оправданно могли возникнуть вопросы к Макаренко.

Еще один момент, требующий пояснения: какое отношение ко всей этой истории имеет Фирташ? Ответ прост: топливо, которое "Нафтогаз" продал "Газпрому" и выкупил обратно, имеет не слишком ясное происхождение. Более того, по решению Стокгольмского арбитража, принадлежал он вовсе не "Нафтогазу", а RosUkrEnergo, совладельцем которого и является упомянутый бизнесмен.

То есть, продавал "Нафтогаз", мягко говоря, не совсем свое. Считать этот газ "своим" украинскому монополисту позволил так называемый "договор уступки". Крайне запутанный документ, но суть его примерно такая: у RosUkrEnergo был долг перед "Газпромом". И российская компания позволила "Нафтогазу" взыскать этот долг с компании Фирташа. Взамен россияне получили от украинцев право некоторое время качать газ по Украине в Европу бесплатно.

"Нафтогаз" понял произошедшее так: RosUkrEnergo теперь должен нам, а не "Газпрому". Поэтому, в счет долга, мы забираем 11 миллиардов кубометров газа, принадлежащего RUE. Согласен ли RosUkrEnergo на такой обмен, не согласен - компанию Фирташа никто не спросил. Тот подал в шведский суд, и пошло-поехало.

На Украине вся эта история вызвала много разговоров. Причем одна из главных тем такая: а почему молчит "Газпром"? Мало того что он участвовал в сделке с "Нафтогазом", уступив украинцам права на долг RUE, так еще же и сама эта компания - RosUkrEnergo - наполовину принадлежит тому же "Газпрому"!

Ответ на этот вопрос точно дать трудно. Но попробовать можно.

В январе 2009 года шла "газовая война", которую российскому монополисту надо было срочно прекратить, причем с минимальными потерями для себя. Для этого схема с продажей долга RosUkrEnergo "Нафтогазу" вполне годилась. На тот момент она себя оправдала - "Газпром" продал свой долг за право бесплатной прокачки определенного объема газа по территории Украины. Это само по себе вполне неплохая сделка.

Кроме того, Тимошенко имела хорошие шансы победить на грядущих (тогда) президентских выборах, и в этом случае вся эта история никогда бы не всплыла - замяли бы.

Но и победу Виктора Януковича российские юристы предусмотрели: во всех подписанных тогда документах предельно жестко подчеркивается, что никакие обстоятельства не могут стать основанием для участия "Газпрома" в возможных разбирательствах между "Нафтогазом" и RosUkrEnergo. Суть примерно такая: мы вам долг продали, а дальше сами крутитесь, как хотите.

Немного сложнее обстоит дело с переброской газа туда-сюда в течение одного дня. Зачем "Газпром" пошел на это? Ведь он, по идее, тоже должен был заплатить НДС при покупке топлива и экспортную пошлину при его продаже. Решение, скорее всего, было политическим - надо было помочь Тимошенко отобрать газ у RosUkrEnergo. Причем сделать это, не замаравшись. В целом, в этой сделке "Газпром" выступает вполне себе добросовестным приобретателем и совершенно "чистым" продавцом. В конце-концов, никакой прибыли от этой операции он не получил.

Ну и самое приятное для российской стороны. Вся эта история, наполненная сомнительными сделками и подозрительными платежами, в конце-концов, после решения Стокгольмского арбитража, свелась к тому, что "Нафтогаз" и правительство Украины должны много-много денег (или газа) RosUkrEnergo.

А эта компания пока находится под контролем "Газпрома". Хотя Фирташ тоже совладелец, "вес" его куда меньше, чем у российского монополиста. То есть, по сути Украина попала в зависимость от доброй (или недоброй) воли Москвы.

В этой ситуации российское руководство может спокойно понаблюдать за тем, как новая украинская власть мстит старой, загнавшей ее в такое положение. А также подумать, чего бы еще откусить от Украины - в обмен на позволение не возвращать миллиарды кубометров газа.

В общем, можно сказать, что затея с созданием RosUkrEnergo и ее использованием в качестве наживки для Киева полностью себя оправдала: проглотив газ RUE, Украина оказалась на крючке у Кремля.

Чего же тут комментировать? В Москве могут сказать только одно: "У нас все хорошо!"

< Назад в рубрику