Рассветы, закаты

Cirque du Soleil сорвал овацию в Петербурге и провалился в Нью-Йорке

Знаменитая цирковая труппа Cirque du Soleil в конце июня оказалась одновременно на страницах и российских, и американских газет - впрочем, по разным причинам. Отечественные журналисты освещали триумфальное начало гастролей по трем городам России, их зарубежные коллеги - сокрушительный провал дорогой и концептуально важной премьеры в Нью-Йорке.

Cirque du Soleil был основан в 1984 году в Канаде Даниэлем Готье (Daniel Gauthier) и будущим космическим туристом Ги Лалиберте (Guy Laliberte). На счету у артистов - мировая известность, 80 миллионов посетителей в двухстах городах на пяти континентах, восемь гастролирующих и семь стационарных программ, тьма наград, участие в церемониях "Оскара", "Грэмми", "Супербоула" и даже московского "Евровидения". Годовой оборот - 600 миллионов долларов.

Впервые "Солнечный цирк" приехал в Россию в декабре 2009 года с представлением Varekai. Столица к тому времени была уже достаточно "разогрета" слухами о триумфах канадских циркачей по всему земному шару. Ну а демонстрировать свою платежеспособность московская публика готова в обмен и на куда меньшую красоту. В итоге город сдался без боя: успех был такой, что гастроли решили продлить на неделю. Москвичей не смутило даже то, что почти во всех рецензиях присутствовало небольшое "но": Varekai и не новое, и не лучшее представление артистов Ги Лалиберте. Однако публика продемонстрировала способность влюбляться без оглядки.

Неудивительно, что сразу по окончании сверхуспешных в финансовом плане гастролей Cirque du Soleil заговорил о будущих выступлениях в России, и не только в столице. Более того, Ги Лалиберте говорил, что не прочь открыть постоянные площадки в разных городах страны.

О начале осуществления этих планов свидетельствуют гастроли 2010 года, которые 26 июня открылись в Петербурге, в августе переедут в Казань, и только в октябре - в Москву. На этот раз циркачи представили россиянам европейскую премьеру - шоу Corteo (по-итальянски "кортеж", "шествие"; ранее его видели лишь зрители Америки и Японии). Сюжет представления пересказывают так: это фантазия клоуна о собственных похоронах, принимающих форму веселого парада. Соединение веселого, карнавального и лирического, интимного - комбинация, как представляется, беспроигрышная, а для цирка в особенности. Поставил "Шествие" Даниэле Финци Паска, спектакли которого уже знакомы российским зрителям по Чеховским театральным фестивалям (так, в 2010 году это была "Донка" - цирковое представление, отталкивавшееся от настроения чеховских произведений).

Рецензий на питерскую премьеру в СМИ еще не было, зато были сообщения о реакции зрителей: аншлаг, стоячая овация, крики "браво", слезы на глазах. Журналисты, присутствовавшие на спектакле, обещают будущим зрителям Corteo традиционное для "Цирка Солнца" соединение танцев, акробатики, клоунады, музыки с живым вокалом и драматургии. Кажется, в успехе "шествия" канадского цирка по России можно не сомневаться уже сейчас.

Тем любопытнее будет сравнить Петербург с Нью-Йорком, где, как кажется, шоу Cirque du Soleil впервые в истории провалилось. Как пишет The New York Times, последнее представление цирка под названием Banana Shpeel состоялось 27 июня - при том, что премьера, сопровождавшаяся масштабной телевизионной рекламной кампанией, состоялась лишь 19 мая.

Увы, провал шоу был предсказуем: в декабре оно было представлено в Чикаго, и уже тогда получило разгромные рецензии. Причиной этому журналисты "Таймс" называют стремление циркачей соревноваться с традиционным Бродвеем: "Цирк Солнца" взял себе в помощь знаменитого клоуна Дэвида Шайнера (David Shiner), поставившего в 1993 году на Бродвее хитовый спектакль "Полная луна" (Full Moon). Бюджет Banana Shpeel составлял ни много ни мало 25 миллионов долларов.

Артисты, работавшие над постановкой, объяснили, что в спектакле не удалось совместить множество разных замыслов и творческих стратегий. Ранее "Цирк Солнца" в основном импровизировал и экспериментировал с акробатикой, хореографией и клоунадой, не уделяя большого внимания драматической истории, а позволяя ей самой вырисовываться из номеров. Теперь же у постановщиков был традиционный сюжет, которого они строго придерживались. Хотя президент Cirque du Soleil Даниэль Ламарр (Daniel Lamarre) и заявлял, что на шоу не стоит вешать ярлыки "музыкальный театр" и "Бродвей", он признал, что в Banana Shpeel видели новый этап в истории цирка.

Рецензенты отметили, что в представлении было всего понемножку - водевиля, актерской игры, клоунады, акробатики - но не было ничего по-настоящему яркого и незабываемого, чем славится Cirque du Soleil. Главный конкурент "Цирка Солнца" Пол Биндер из "Цирка Большого яблока" (Big Apple Circus) заявил, что спектакль был сделан талантливо, но без понимания того, как представление будет выглядеть из зрительного зала. "Люди ждут определенных вещей от Cirque du Soleil, а Banana Shpeel оказался ни рыба ни мясо - ни цирк, ни театральный водевиль", - объяснил он.

Теперь Ламарр надеется, что последняя премьера найдет благодарных зрителей у себя дома - в Канаде. Если же нет, то вторым домом, добавим от себя, вполне может стать Россия - наша публика к звездному цирку еще не привыкла, и по части требовательности ей до нью-йоркцев еще далеко. В Америке "Солнце" заходит, а у нас только рассветает - все по законам природы.