Несмотря на то, что формулировка "шпионский скандал" крепко приклеилась к делу вокруг ареста одиннадцати человек, которых подозревают в сотрудничестве с российскими властями, с каждой вновь всплывающей подробностью этой истории становится все очевиднее, что шпионами как таковыми эти люди не были. Если их и можно назвать шпионами, то только в кавычках. Того же мнения придерживается американское правосудие: никаких признаков того, что к уже предъявленным обвинениям добавится шпионаж, нет. А тяжесть наказания, грозящего арестованным, связана в основном с отмыванием денег.
Журналисты американского сайта Foreignpolicy.com обратились за разъяснениями по поводу предъявленных одиннадцати "заговорщикам" обвинений к юристам из вашингтонской фирмы Trout Cacheris. Те с готовностью рассказали, что шпионажем, согласно действующему законодательству США, считается передача засекреченной информации (в любом виде - документы, фотографии, карты, зашифрованные сообщения, статистические данные) другому государству с целью навредить Соединенным Штатам или обеспечить этому государству преимущества. Тот факт, что арестованным жителям США были предъявлены лишь обвинения в незаконном сотрудничестве с иностранным правительством (то есть по сути - в том, что они не поставили в известность об этом сотрудничестве американские власти), может свидетельствовать, с точки зрения адвокатов, о двух вещах: либо "шпионы" не хотели или не смогли получить доступ к тайнам, либо ФБР не удалось обзавестись вескими доказательствами факта шпионажа.
Вторая версия представляется не очень правдоподобной. Сотрудники спецслужб утверждают, что выслеживали предполагаемых агентов Службы внешней разведки РФ на протяжении десяти лет. Если бы они подозревали их в настоящем, "взрослом" шпионаже, действительно угрожавшем интересам США, то ничто не мешало им не спешить с арестами и потратить еще немного времени на сбор доказательств. Да и детали операции по разоблачению Анны Чапман и Михаила Семенко демонстрируют, что речь идет лишь о "тайном сотрудничестве". "Задание", на выполнении которого попался россиянин, принявший замаскированного сотрудника ФБР за российского агента, заключалось в том, чтобы отнести конверт с пятью тысячами долларов в парк и спрятать его там. А Чапман, которой поручили проделать ту же операцию с поддельным паспортом, и вовсе отнесла документ в полицию. По крайней мере, так утверждает адвокат девушки.
Тем временем российские журналисты, а вслед за ними и российские пользователи интернета с интересом изучают профили Чапман и Семенко в различных социальных сетях - Facebook, LinkedIn, "Вконтакте", "Одноклассники.ру". Благодаря этим страничкам, через которые с легкостью можно выйти на людей, знакомых с арестованными, СМИ узнали многие подробности биографии обоих "агентов".
Анна Чапман оказалась 28-летней выпускницей РУДН, которая переехала в США совсем недавно, а до этого некоторое время жила в Лондоне. В связи с этим "шпионскую историю" вовсю эксплуатируют и британские газеты. Например, The Daily Mail нашла видеоролик, в котором Анна рассказывает о причинах своего переезда в Нью-Йорк и планах по развитию российско-американского бизнеса и выглядит весьма увлеченной разворачивающимися перед ней перспективами.
27-летний Михаил Семенко прожил в США несколько лет и также активно занимался различными проектами в туристическом бизнесе и в консалтинге. Кроме того, он еще подрабатывал переводами, поскольку свободно владеет испанским, английским и китайским языками, а также знает португальский и немецкий. И Семенко и Чапман осуществляли сотрудничество с российскими властями одним и тем же способом: раз в неделю агенты приходили в условленное место с ноутбуками и обменивались информацией с сотрудниками российского посольства, установив защищенное соединение. В донесениях сотрудников ФБР говорится, что высокопоставленного российского дипломата, явившегося на такую виртуальную встречу, узнали по номерам автомобиля. Эта деталь может стать точкой опоры для защиты Семенко и Чапман: если бы речь шла о передаче секретных данных, вряд ли на встречу приехал бы сам дипломат, да еще и на служебной машине.
Остальные фигуранты скандального дела прожили в США значительно дольше, и их связи с Россией были куда менее очевидными. Например, что может быть общего со Службой внешней разведки РФ у достаточно известной в профессиональном сообществе испаноязычной журналистки перуанского происхождения Вики Пелаес и ее мужа, преподавателя по имени Хуан Ласаро? Кстати, о том, что они супруги, стало известно не сразу: в первые часы после судебного заседания по "шпионскому делу" в американских СМИ появились сообщения, согласно которым сын Пелаес не был знаком ни с кем из остальных обвиняемых и заявил, что впервые их видит. Между тем, один из них оказался его отцом. Впрочем, это, скорее всего, объясняется обычной путаницей, возникшей из-за большого объема информации, свалившейся на журналистов так неожиданно.
И Ласаро, который является рожденным в Перу гражданином Уругвая, и Пелаес прожили в США более 20 лет. Коллеги журналистки рассказали CNN, что женщина охотно ввязывалась в скандальные истории и была горячей сторонницей Фиделя Кастро и Уго Чавеса. Исходя из этого, можно поверить в ее готовность сотрудничать с российской разведкой, но какую ценную информацию она могла добыть? В СМИ уже неоднократно цитировался записанный ФБР разговор между Пелаес и Ласаро, в котором женщина советовала мужу сослаться в донесении на кого-нибудь из американских политиков, чтобы придать пересылаемым сведениям вес. Это похоже на поведение нерадивого репортера, но никак не на профессиональную работу разведчика.
Другой "шпионской паре" - Ричарду и Синтии Мерфи - удалось добиться несколько лучших результатов в своей "деятельности". Согласно донесению агента ФБР, Синтия (настоящее ее имя, впрочем, неизвестно) установила контакт с неким нью-йоркским финансистом, который был близким другом кого-то из президентской администрации. Не прошло и суток после обнародования этой информации, как журналисты разыскали того, кто, по всей видимости и является этим человеком - это бизнесмен и инвестор Алан Патрикоф, лично знакомый с Биллом и Хиллари Клинтон. Сам Патрикоф согласен, что речь идет именно о нем. Он подтвердил, что был знаком с Мерфи, но обсуждал с ней только деловые вопросы и никогда не говорил о политике или международных отношениях.
Если утверждения Патрикофа истинны, а в донесениях Мерфи в Москву имелся в виду именно он, то работа Синтии Мерфи по "установлению контакта" с потенциальным источником информации сводилась к имитации бурной деятельности. А это уже делает всю историю напоминающей сюжет пародийного шпионского романа Грэма Грина "Наш человек в Гаване".
Стоит отметить и тот факт, что сведения, которые было поручено собирать Мерфи, государственной тайной не являются. Слухи и сплетни из Белого дома и Конгресса частенько появляются в блогах и СМИ. "Политическая кухня" Вашингтона интересна самим американцам, а спрос на эту информацию рождает предложение, и при желании ее можно найти в открытых источниках. Правда, в таком случае никто не ручается за ее достоверность, но и Мерфи вряд ли могли представить какие-то гарантии. Полезные связи с влиятельными лицами, которые супруги должны были установить для последующего использования в интересах РФ, также не имеют отношения к шпионажу. Скорее можно сказать, что московское начальство Мерфи надеялось сделать из них агентов влияния, но, видимо, безуспешно.
К сожалению, пока не обнародовано имя бывшего сотрудника служб безопасности, у которого еще двое агентов - Дональд Хитфилд и Трэйси Фоули - получили сведения о разработках в области ядерного вооружения. Но поскольку и их не обвиняют в шпионаже, можно предположить, что информация эта была либо общеизвестной, либо совсем уж малозначительной.
Любопытно, что при всей бесполезности для России операции "Нелегалы", если она действительно существовала и носила такое название, в нее вкладывались деньги и в ней присутствовали все элементы шпионского романа - от поддельных паспортов, происхождение которых еще предстоит выяснить Канаде, Великобритании и Ирландии, до симпатических чернил. С ними соседствовали такие дилетантские проколы "шпионов", как хранение в доме негативов старых фотографий, снятых на советскую пленку.
Комментарии российской стороны не вносят ясности в ситуацию. МИД РФ признал, что задержанные в США люди являются гражданами России, но не уточнил, идет ли речь обо всех одиннадцати или же о некоторых из них. Возможно, имелись в виду только Семенко и Чапман, но не исключено, что дипломаты узнали российских граждан и в других фигурантах дела. С уверенностью МИД говорит лишь о том, что выходцы из России не действовали в ущерб интересам США. А Белый дом с такой же твердостью обещает, что скандал не скажется на "перезагрузке" отношений между США и Россией. Но даже если и так, то все равно момент, выбранный американцами для разоблачений, выглядит совсем неподходящим.
Юлия Савицкая