Культура
13:35, 2 июля 2010

Праздник пополам Москвичи обвинили Гергиева в "краже" Конкурса Чайковского

Кирилл Головастиков

XIV конкурс имени Чайковского, назначенный на июнь 2011 года, впервые пройдет в двух столицах сразу: Москве достанутся открытие, фортепианные и виолончельные конкурсы, Петербургу - вокальные и скрипичные. Это решение, о котором объявил председатель оргкомитета конкурса Валерий Гергиев, не на шутку возмутило московских меломанов.

Главный аргумент сторонников переноса части мероприятий в Петербург - реконструкция Большого зала Московской консерватории имени Чайковского. Последний предремонтный концерт в БЗК состоялся 22 мая 2010 года. Реконструкцию обещали завершить к лету 2011 года, когда должен открываться Конкурс Чайковского. Пока москвичи переживают, что же станет с главным залом в городе, петербуржец Валерий Гергиев уже уверен: к началу конкурса с ремонтом не успеют.

"Есть некоторые основания бояться растянутых сроков реконструкции этого важнейшего для России зала. Никто не может дать стопроцентную гарантию, что к маю или даже к июню реконструкция будет завершена", - сказал Гергиев осторожно. А затем более откровенно: сейчас денег на реконструкцию Большого зала нет. "Если они появятся в декабре, то, пожалуйста, не думайте, что за несколько месяцев можно отреставрировать зал без угрозы акустическим характеристикам. Без Большого зала конкурс в Москве провести можно, можно провести его в Малых залах или вообще сослаться на кризис, но это не отвечает ни духу, ни уровню этого конкурса", - заявил маэстро (цитата по РИА Новости).

Человеку, живущему в России, пессимизм Гергиева трудно не разделить: у нас ремонт может затянуться так, что и к XV Конкурсу имени Чайковского не завершится. Однако некоторых музыкальных критиков возмутило то, как удачно работы в БЗК совпали с желанием Гергиева перенести часть конкурса в его родной город.

Так, обозреватель "Коммерсанта" Сергей Ходнев услышал мстительные нотки в голосе дирижера, когда он говорил о ремонте БЗК, и припомнил ему мытарства с Мариинкой-2, которые длятся с 2003 года. Почему вдруг "ни высокий государственный патронаж... ни активное участие Юрия Лужкова и московского стройкомплекса" не гарантируют завершения работы в срок, журналист понять не может.

В то, что организовать конкурс в двух столицах будет дешевле, чем вовремя отремонтировать БЗК, он тоже не верит: "Понадобится устраивать второй штаб, организовать курсирование функционеров между двумя городами, учреждать дополнительные подряды и так далее". Автор "Независимой газеты" Марина Гайкович предполагает, что перенос конкурса в Петербург может быть выгоден не только Гергиеву, но и "еще и каким-нибудь заинтересованным в нецелевой растрате государственных денег лицам".

Иными словами, обозреватели сходятся во мнении: Гергиев вознамерился "украсть" конкурс у Москвы, а ремонт БЗК - лишь предлог. Их подозрения невольно подтвердил ректор Московской консерватории, бывший министр культуры Александр Соколов, уже после пресс-конференции оргкомитета заявивший журналистам, что "вопрос о финансировании решен" и с ремонтом "не только к конкурсу, а загодя должны успеть".

Здесь любопытно вот что. Разные стороны оценивают переезд в Петербург противоположным образом, когда говорят об одном и том же - престиже конкурса. Так, "Коммерсант" пишет, что имиджевые потери будут невосполнимы и очевидны: "Страна, получается, распишется в том, что она не в состоянии обеспечить конкурсу нормальные условия для работы в своей столице". "Выйдет, что участники, скажем, из Европы и Америки, за которых так активно борется оргкомитет, друг с другом так и не увидятся. Уж умолчим, как себя будут чувствовать лауреаты, они так и не смогут почувствовать общий праздник", - отмечает "Независимая".

Однако нельзя забывать, что назначение Валерия Гергиева на пост председателя оргкомитета как раз и преследовало цели восстановления престижа Конкурса Чайковского. Художественному руководителю Мариинского театра это явно под силу. Еще в 2009 году он пообещал, что подберет жюри, которое будет "очень авторитетным и морально чистым". Гергиев взялся доказать, что Россия может "сделать заметное, смелое и мужественное движение вперед" и "пригласить людей, мнение которых не обязательно будет совпадать с тем, сколько золотых медалей должна собрать русская исполнительская школа".

Смог ли Гергиев сдержать обещание? Окончательный список судей еще не утвержден, однако те имена, которые назвал председатель оргкомитета, уже потрясают воображение. Вот какой список приводит "Коммерсант". Фортепиано: Михаил Плетнев, Денис Мацуев, Марта Аргерих и Нельсон Фрейре. Скрипка: Вадим Репин, Леонидас Кавакос, Николай Цнайдер, Анна-Софи Муттер и Виктор Третьяков. Виолончель: Давид Герингас, Марио Брунелло, Густав Ривиниус и Линн Харрелл. Вокалисты: Рената Скотто, Тереза Берганса, Иляна Котрубаш, Анья Силья, Ферруччо Фурланетто, Елена Образцова, Владимир Атлантов, почетный председатель - Пласидо Доминго. Каждое второе имя из перечисленных - это имя представителя мировой музыкальной элиты.

Кроме того, Гергиев пообещал, что конкурсные мероприятия будут транслировать по всему миру, в том числе и в интернете, записи лауреатов издадут лейблы Deutsche Grammophon и Mariinsky, а карьерами победителей займутся дирижеры Рикардо Мути, Марис Янссонс и Курт Мазур. Немаловажно, что под такие имена - и под имя самого председателя оргкомитета - деньги дадут охотно.

Очевидно, что Гергиев по-настоящему взялся за конкурс, и неудивительно, что он попросил что-то взамен - а именно, чтобы планируемый успех с ним разделил его город. "Никакой войны за конкурс не ведется. Ни о какой краже конкурса речи быть не может", - заявил маэстро.

С другой стороны, никто и не ожидал, что московская публика как-то по-другому отреагирует на предложение расстаться с половиной мероприятия, и, конечно, во многом она права. История Конкурса Чайковского действительно в течение 50 лет была связана с Москвой, прессе будет действительно непросто работать, и, что особенно печально, весьма вероятно, что испарится дух фестивальной общности, раз музыканты окажутся разведены по разным городам.

Да и вообще, "стоит ли то, что мы приобрели, того, что мы потеряли" - вопрос философский.

< Назад в рубрику