4 июля в прессе появилось сообщение об освобождении двух российских моряков и их литовского коллеги, которые с середины мая находились в заложниках у нигерийских пиратов. Преступники получили за заложников выкуп, сумма которого не разглашается. Сейчас россияне и литовец находятся в нигерийском городе Лагос.
16 мая греческий теплоход "Норт спирит", ходящий под флагом островов Сент-Винсент и Гренадины с российско-украинским экипажем, стоял в камерунском порту Дуала. Поздним вечером судно подверглось нападению нигерийских бандитов, которые нередко действуют в Камеруне (страны расположены по соседству и до недавних пор имели ряд спорных территорий). Этих бандитов часто называют пиратами, хотя формально такое название им не очень подходит. В отличие от своих сомалийских "коллег", нигерийцы редко нападают на суда в открытом море. Обычно они осуществляют налеты в портах.
Так было и в случае с "Норт спирит". К судну подошли две лодки, с которых на борт поднялись около двадцати боевиков. Они разграбили теплоход и взяли в заложники двух россиян - капитана Бориса Терсинцева и старшего механика Игоря Шумика. Перед тем как скрыться, боевики сломали навигационное оборудование судна и отключили радиосвязь.
Через 15 минут было совершено аналогичное нападение на литовский теплоход "Арго". Капитана этого судна, гражданина Литвы Дмитрия Башкирова, преступники тоже взяли в заложники.
Многие аналитики отмечают, что еще одно отличие нигерийских пиратов от сомалийских - жестокость. Если сомалийские захватчики почти никогда не причиняют вреда членам экипажей, то нигерийцы нередко избивают моряков и легко идут на убийство. Впрочем, Терсинцев, Шумик и Башкиров попали далеко не в худшую ситуацию. Дело в том, что суждение о жестокости нигерийцев основывается на их поведении непосредственно на борту судов. Если сомалийцы обычно захватывают все судно целиком и требуют за него выкуп, то нигерийцы при нападении ориентируются прежде всего на грабеж. Поэтому сомалийцам моряки нужны живыми - иначе за них нельзя будет получить деньги. А нигерийцев этот фактор не сдерживает.
Попав в плен, двое россиян и литовец перешли из категории "мешающие грабежу моряки" в категорию "иностранные заложники". К заложникам же нигерийцы относятся бережно, абсолютное большинство захваченных ими иностранцев после уплаты выкупа благополучно возвращаются домой - независимо от того, были пленники захвачены в море или на суше.
Несколько дней о Терсинцеве, Шумике и Башкирове ничего не было известно. Лишь 20 июня моряки вышли на связь и сообщили, что их перевезли на территорию Нигерии. Через два дня Российский профессиональный союз моряков установил контакт с похитителями и приступил к переговорам.
Вскоре российскому Министерству иностранных дел стало известно, что похитившие моряков боевики принадлежат к Движению за освобождение дельты Нигера. Это крупнейшая из нелегальных организаций, которые считают несправедливым тот факт, что нигерийские запасы нефти осваиваются в основном иностранными компаниями. По мнению боевиков, в пользу местного населения поступает слишком малая часть доходов. Таким образом, похищая иностранцев и требуя за них выкуп, они как бы восстанавливают справедливость.
Для сравнения, в Сомали много лет идет гражданская война. В стране нет устойчивой власти, гражданам трудно найти законный заработок. В то же время они могут не опасаться, что власть всерьез озаботится борьбой с преступностью. Именно сочетание двух этих факторов привело к разгулу пиратства.
Переговоры с нигерийцами, захватившими Шумика, Терсинцева и Башкирова, длились примерно полтора месяца. 2 июля Шумик и Терсинцев во второй раз вышли на связь - им позволили поговорить с их судовладельцем, греческой компанией Balthellas Chartering S.A. Моряки сообщили, что чувствуют себя нормально и хотят скорее попасть домой.
И уже 4 июля россияне и литовец были освобождены. Известно, что за них уплатили выкуп, но его сумма не раскрывается. Также не сообщается, кто заплатил выкуп - судовладельцы, власти России и Литвы, профсоюз моряков или родственники заложников.
Освобожденных пленников перевезли в нигерийский город Лагос, где их встретили представители посольств. Как стало известно журналистам, моряки не получили никаких увечий и чувствуют себя нормально. Однако несколько дней на реабилитацию им все же требуется. Только немного отдохнув, они отправятся на родину. Возможно, после этого журналистам удастся побеседовать с ними и выяснить подробности об их пребывании в плену.
Татьяна Ефременко