Культура
13:45, 6 июля 2010

Конец мультфильма Студия "Пилот" оказалась на грани закрытия, как и вся российская анимация

Андрей Коняев

5 июля 2010 года режиссер-аниматор Сергей Меринов написал в своем ЖЖ, что у студии "Пилот" осталось денег на неделю работы. Таким образом, легендарная студия в настоящее время находится на грани закрытия. "Лента.Ру" побеседовала с режиссером о той ситуации, в которой оказался "Пилот", и выяснила, что российская анимация в настоящее время никому не нужна.

Лента.Ру: Действительно ли у студии осталось денег всего на неделю работы?

Сергей Меринов: Да, на сегодняшний день это так. Ситуация такова, что у Госкино сейчас нет возможности расплатиться со студиями (на сегодняшний момент практически со всеми) за те фильмы, которые оно им заказало и которые они произвели. Многие студии встали раньше нас - мы держались на своих ресурсах, но они тоже кончились.

А что будет потом, когда закончатся эти деньги? Куда денутся люди?

Мы поставим фильмы на консервацию, а людей отпустим в неоплачиваемый отпуск до возобновления финансирования или появления каких-то негосударственных, коммерческих проектов. В принципе, отсутствие господдержки можно было бы пережить: студия занималась не только госзаказом, но всегда было и много разных коммерческих проектов, просто во время кризиса с этим есть некоторая напряженность. И тут, видите, как получилось - и у государства больше нет возможности нас поддерживать. Мало того что произошла реформа финансирования и основную часть денег отдали крупным студиям (вы, наверное, знаете про эту историю - Михалков и другие крупные студии), а на анимацию и на документальное кино практически ничего не осталось. Проблема даже не в этом, а в том, что сейчас даже этого ничего не выплачивается. Причем, я так понимаю, Госкино готово это сделать, но им просто тоже не дают денег. Я, к сожалению, не работаю в правительстве, поэтому не знаю, в чем там проблема. Но пока все студии, которые работали на госзаказ, а их довольно много, сейчас остановились.

Так чья же "заслуга" в том, что студии находятся в плачевном состоянии?

Сложно сказать. Наверное, это кризис, который у нас свел на нет многие коммерческие проекты, сейчас мало кто хочет вкладывать в мультипликацию, потому что это все-таки достаточно долгое искусство. И плюс еще остановка государственного финансирования. К сожалению, у нас в стране вообще не существует внятной политики по поддержке мультипликации. У меня такое ощущение, что новый министр культуры вообще не в курсе, что у нас в стране анимация существует и все-таки продолжает как-то действовать. Тем более в последнее время мы слышим с экранов телевизоров, что, например, на встрече президента с деятелями культуры кто-то из них (я не помню, кто именно) долго и упорно ругал "Серую Шейку" (почему-то он ее выбрал). Он говорил, что она зовет назад, а американские мультфильмы, какими бы плохими они ни были, - это залог будущего. Потом еще сам президент, когда встречался с детьми в пионерлагере, порекомендовал им посмотреть нового "Шрека". Я думаю, он это сделал от чистого сердца, но вы знаете, как у нас любят воспринимать все что угодно как команду "фас!" В общем, решили, что анимацию в наше трудное время мы можем спокойно принести в жертву. По крайней мере, у меня складывается такое впечатление. Конечно, это только мои догадки, но выглядит на сегодняшний день все именно так.

Многие спрашивают, а что вы, мол, стонете и просите госфинансирования? В принципе, я думаю, что студии действительно могли бы выживать и на самоокупаемости, если бы эта самая внятная государственная политика поддержки отечественного производителя была - чтобы были квоты на показ по телевидению, чтобы был закон о рекламе, который позволял бы вставлять рекламу в детские передачи. Сейчас, кстати, многие каналы мультфильмы просто не показывают, а поэтому и не покупают ни их, ни детские передачи, просто потому что в них нельзя вставлять рекламу. Что касается квот, то они существуют во многих европейских странах. В Англии, например, каналы обязаны показывать, по-моему, не менее 50 процентов своих мультфильмов. Во Франции существует специальный канал для отечественной анимации. А нам просто некуда сбывать - телеканалы, как я говорил, не заинтересованы в покупке нашей продукции. А если и покупают, то ставят куда-нибудь в 6 утра по воскресеньям. Я так понимаю, это делается просто для отчетности. Их можно понять - им невыгодно нас показывать в связи с этим законом о рекламе. Опять же могут быть такие меры: если канал показывает свою анимацию, поддерживает ее, как это сделано во многих странах, то этому каналу выделяются какие-то преимущества.

А если внятной политики не будет, то пусть нам сразу скажут: "Нам не нужна национальная анимация". В принципе, во многих странах национальной анимации нет, и никто от этого не умер, просто нехорошо держать нас в подвешенном состоянии. Если будет принято решение о том, что этой поддержки не будет, значит, студии превратятся в чисто коммерческие производства и будут делать продукцию в основном для западного зрителя, как это было в начале и в середине 1990-х годов, когда не было никакого госзаказа и мы все работали на Запад.

Вы раньше продавали на Запад, например, и делали что-то для Cartoon Network.

Да, и не только. Мы делали сериал, у него был очень хороший рейтинг. Но всегда хотелось делать что-то для своего зрителя.

Это понятно. Не получилось долгосрочного сотрудничества?

На самом деле мы сделали даже два сериала "Майк, Лу и Ог" (Mike, Lu & Og) и "Мистер Бин" (Mister Bean). Но когда пошел госзаказ, конечно, нам стало гораздо интереснее делать "Гору самоцветов" для наших зрителей, для своих детей. Для нас это был гораздо более важный проект. Ведь западные компании размещают не все производство и, как правило, отдают нам только какую-то часть работы над сериалом...

Например, какую часть?

В "Майк, Лу и Ог", например, были американские сценаристы, а мы делали раскадровку и отсылали все это в Корею, где делали мультипликацию. В "Мистере Бине" мы, наоборот, делали мультипликацию по раскадровкам англичан. То есть были разные формы сотрудничества. Вы поймите, это не для нашего зрителя, но нам придется этим в итоге опять заняться, причем во время кризиса такой работы стало намного меньше, и такой заказ еще надо найти. При этом, опять же, западные страны сейчас стараются размещать такие заказы в основном в Китае или в Корее. Не в России, где дороже рабочая сила.

У вас были всевозможные проекты для телевидения, что с ними стало? Или они тоже из-за кризиса закрылись?

Все проекты остановились, потому что ни частные инвесторы, ни государство сейчас не в силах финансировать анимацию.

Вы вот пишете про Toonbox и про "Аэроплан", про их успехи. По-вашему, им просто повезло получить заказ?

И просто повезло, что в этом году правительство Москвы выделило деньги на сериалы, то есть это городской заказ. Правительство Москвы, кстати, вообще поддерживает анимацию. В позапрошлом году, например, оно финансировало сразу две сказки в проекте "Гора самоцветов", а сейчас вот заказало два сериала этим студиям. Ну оно не может же поддерживать всю отечественную анимацию.

Как вы считаете, что нужно сделать прямо сейчас, чтобы спасти "Пилот"?

Правильный вопрос - что делать, чтобы не только "Пилот", но и все вставшие студии спасти. Есть в Москве замечательная студия "Анимоc" - так она вообще с полным метром остановилась. Это же катастрофа! Вы представляете себе - такое производство если остановить, его потом не соберешь. А ведь есть еще много маленьких студий, которые стоят. Так вот, чтобы все это спасти, я думаю, должна быть добрая воля правительства: чтобы кто-то дал команду Госкино выделили деньги и оно с нами расплатилось хотя бы за то, что уже было заказано раньше. Это раз. И второй, конечно, пункт (как я говорил уже раньше) - внятная государственная политика по отношению к анимации и меры по ее поддержке (если, повторюсь, своя анимация нам нужна). Это не обязательно должно быть госфинансирование, это не всегда самый хороший путь в нашей стране - лучше все-таки создать благоприятные условия для развития анимационного бизнеса в России.

Однако пока у нас все направлено на поддержку западного производителя, то есть в прокат не пробьешься - все лучшие часы расписаны на годы вперед за западными вендорами, а телевидению не выгодно нас покупать, как я уже говорил. Потом тот же Disney, когда заключает договор с каналами, не разрешает никого другого в эфир. И у нас полный разгул в этом смысле, и западные производители мультипликации чувствуют себя лучше, чем дома. Им все преференции, а нам ничего. Сообщество мультипликаторов, кстати, много раз обращалось и в различные инстанции, и в Госдуму, и к депутатам, и к президенту, и к премьеру-министру, но пока, к сожалению, мы ответа не получили. Я понимаю, что это не самое важное, что есть в стране, у нас много других более серьезных проблем, но все-таки я считаю, что дальновидное государство должно заботиться о воспитании подрастающего поколения, а анимация - это одно из очень важных слагаемых воспитания.

В "Новой газете" как-то писали, что был бы жив Татарский, такого бы не допустил. Что вы думаете об этом?

Ну сложно сказать. История сослагательного наклонения не знает, но я думаю что он что-то мог такое сделать, поскольку был вхож в самые высокие кабинеты, где к нему прислушивались. Сейчас такого человека в принципе в российской анимации нет.

Как вы считаете, есть шанс, что "Прибытие поезда" доделают?

Ну это уж совсем вряд ли - проект совсем законсервирован. Была надежда, что ближайший партнер и товарищ Татарского Игорь Ковалев, который сейчас в Голливуде работает, за это возьмется, но, как я понимаю, он пока не нашел на это денег. Это же был их совместный проект, совместное творчество. Права же на мультфильм находятся у "Пилота" и у него.

Расскажите, пожалуйста, поподробнее о "Горе самоцветов" - специально для тех, кто о ней не слышал.

Вот очень обидно, что про "Гору самоцветов" многие не слышали (хотя это на самом деле так). Она еще как-то была известна, когда "Первый канал" ее показывал в дни государственных праздников и по некоторым выходным в 12 часов. Тогда, кстати, она била все рейтинги просмотров вообще, то есть ни у одного анимационного продукта за, по-моему, всю российскую историю таких высоких рейтингов не было. Ну а потом, к сожалению, на "Первый канал" пришел Disney, и нас сдвинули на шесть утра на воскресенье.

На шесть утра воскресенья?

Да, ее сейчас транслируют по воскресеньям, причем не по всем, а по некоторым - системы я так и не обнаружил. Не знаю, кто в шесть утра в воскресенье смотрит телевизор вообще, хотелось бы посмотреть на этого человека. Отсекли нам зрителя таким образом, вот все и забыли про "Гору самоцветов". Остались только продвинутые родители, которые могут найти эти мультфильмы в интернете, скачать и детям показать. Ну или купить на DVD (хотя, вы знаете, сейчас из-за пиратства DVD плохо продаются).

Как бы то ни было, "Гора самоцветов" - это огромный проект, который сейчас насчитывает 52 сказки народов России. Вернее, там 48 готово, еще 4 доделываются - именно их производство как раз и остановлено в связи с финансовыми трудностями (мы, кстати, планировали сделать больше ста - по числу народов, живущих в России). Каждая серия этого проекта - это, во-первых, пластилиновая заставка, рассказывающая о народах России вообще и о том народе, сказка которого сейчас будет, в частности (именно заставка собирает мультфильмы в цельный проект). После заставки, которая длится полторы минуты, идет непосредственно сама сказка на 11 с половиной минут. Каждая серия сделана, как правило, с новым режиссером и в своей стилистике: у нас есть и трехмерные мультфильмы, и классические рисованные (самые любимые на сегодняшний день зрителями, как я понимаю), и пластилиновые сказки, и компьютерные перекладки, и традиционные, то есть мультфильмы во всех возможных анимационных техниках. Режиссер выбирает ту технику, которая, по его мнению, соответствует той сказке, которую он хочет показать детям.

Такой вот интересный проект. Есть, правда, не так много, как хотелось бы, верные поклонники у нашего проекта, которые всегда ждут новых серий. Я знаю, что даже есть семьи, где детям стараются показывать только старые советские мультфильмы и "Гору самоцветов", ограждая их от западных, в которых слишком много насилия. Я не считаю, конечно, что это правильно, но приятно, что наши фильмы родители выбирают для воспитания подрастающего поколения.

Скажите, есть хоть какая-нибудь надежда на возрождение российской анимации?

Ну надежда, как говорится, умирает последней. Понимаете, мы же вот до последнего времени не просто работали - мы готовили новые кадры. А так, молодежь у нас есть: ВГИК выпускает новых режиссеров, а студии готовят на своих курсах новых мультипликаторов. Сейчас, например, в школах образовалось много анимационных кружков. Так что, я думаю, надежда на будущее есть, тем более что анимация - это один из самых динамично развивающихся видов искусства. Тот же нашумевший "Аватар" на 80 процентов мультфильм, компьютерная графика. В общем за анимацией будущее в киноискусстве, другое дело, будет ли она востребована в России. Если не будет, то наша сильная школа и традиция будут работать на западного зрителя, что крайне прискорбно.

Кстати, помимо производства, другая наша большая проблема, что фильмы начиная с 80-х годов стараются просто не показывать по каналам. Старые еще более или менее показывают, а вот те, что произведены в новой России с 90-х по 2000-е, уже почти никто не видел. А там ведь есть очень много хороших фильмов и, не побоюсь этого слова, шедевров. Ведь среди наших мультипликаторов есть и оскароносец Александр Петров, и призы Каннского фестиваля наши мультфильмы получали. Жалко, что только зрители ничего из этого не видели.

Что бы вы могли посоветовать нашим читателям посмотреть из этого "забытого" периода?

Фильмы Александра Петрова, Константина Бронзита, пилотовские наши фильмы. Еще есть ленты Ивана Максимова, Натальи Березовой, Елены Черновой, Андрея Соколова - я могу долго перечислять самобытных режиссеров и фильмы, которые они произвели за это время. Но до зрителя они доходят урывками, с кабельных каналов, на DVD или в интернете, то есть нет такого широкого показа, как раньше. И это плохо.

Спасибо вам за беседу.

Спасибо вам, до свидания.

< Назад в рубрику