Россия
20:21, 9 июля 2010

Башкирбаши Муртаза Рахимов готовится к отставке

Ярослав Загорец

Среди глав российских регионов президент Башкирии Муртаза Рахимов находится у власти дольше всех - почти 7400 дней. Действующим лидером в современной России по этому параметру является Минтимер Шаймиев, который пробыл у власти почти 7500 дней. После того как в январе Шаймиев де-юре покинул пост главы Татарстана, у Рахимова появился шанс опередить своего давнего союзника. Однако последние события говорят о том, что Муртаза Губайдуллович может и не успеть перекрыть рекорд Минтимера Шариповича - так настойчиво его подталкивают к выходу.

Волна слухов о скорой отставке президента Башкирии Муртазы Рахимова поднялась в конце января - после того, как Минтимер Шаймиев подчинился "сигналу" на модернизацию и добровольно отдал (по крайней мере, официально) власть в Татарстане. Шаймиев и Рахимов сегодня выглядят как пришельцы из другой страны, которая была на месте современной России в начале 1990-х. Борьба за суверенитет, национальная самоидентификация, договоренности с Кремлем - все эти клише прочно ассоциируются с двумя приволжскими республиками, которые, в свою очередь, неотделимы от их бессменных руководителей.

Оба политика на протяжении своей карьеры отличались жесткостью позиций и упорным противостоянием с Москвой, пусть и не всегда гласным. А еще - практически неограниченной властью у себя дома и поддержкой населения, которая никогда не была лишней ни для одного из трех российских президентов. Именно это обеспечило Рахимову и Шаймиеву фантастический почти 20-летний срок пребывания на вершине власти. Однако ничто, как известно, не вечно.

Первым из этого "независимого" тандема ушел 73-летний Минтимер Шаймиев, попросивший президента Дмитрия Медведева не переназначать его главой Татарстана. Как водится, вслед за этим журналисты ринулись подыскивать следующую "жертву" президента-модернизатора, планомерно обновляющего руководство российских регионов. Неудивительно, что 76-летний Рахимов числился в этих "гадательных" списках одним из первых.

Даже если оставить за скобками богатую биографию Рахимова, его заявления и поступки, сделавшие в 1990-х лидера Башкирии настоящим политиком-тяжеловесом, у нынешней власти претензий к нему предостаточно. Вспомнить хотя бы его прошлогоднее интервью "Московскому комсомольцу", в котором Рахимов жестко раскритиковал: а) "Единую Россию"; б) Госдуму; в) региональную политику Кремля. После такого все замерли и приготовились к разносу "мятежного" президента, сделавшего, мягко говоря, нетипичные для последних лет заявления. Однако ничего не произошло - Муртаза Рахимов как был "отцом всех башкир", так им и остался.

Тот конфликт, как выяснилось, спровоцировала переписка Рахимова с одним из лидеров единоросов Борисом Грызловым. Разбираться с политическим демаршем в Башкирию даже отправили первого замглавы администрации президента, идеолога Кремля Владислава Суркова, который вернулся с берегов реки Белой с благой вестью: никаких оргвыводов в отношении президента Башкирии не последует.

Их и не было: как по линии Москвы, так и по партийной линии (Рахимов является членом Высшего совета "Единой России"). По крайней мере, официально. А вот что осталось "за сценой" (то есть, какое мнение по поводу будущего Рахимова сложилось в Кремле) - никому не известно. Судя по всему, все было не так благостно, как это преподнес Сурков.

Ровно через год, в июне 2010 года, в республике прошел всемирный курултай башкир, на котором Рахимов позволил себе еще одно громкое заявление по поводу вмешательства центра в дела Башкирии. Как сообщали СМИ, президент заявил, что в Башкирии хватает своих кадров, чтобы новым главой республики назначали "варяга". Более того, он назвал появившиеся на этот счет слухи унижением и оскорблением народа. То есть, фактически, указал Кремлю на то, что ему делать. А еще на то, кто в Башкирии главный.

Урал Рахимов. Фото с сайта gsrb.ru
Lenta.ru

Несложно догадаться, как к таким словам отнеслись в столице. Как сообщил "Ведомостям" некий высокопоставленный единорос, курултай стал последней каплей в чаше недовольства Москвы излишне независимым президентом. Впрочем, официальные лица пока молчат, предпочитая прямой атаке на Рахимова более тонкие средства.

19 июня в эфире небезызвестной своей репутацией программы "Максимум" на телеканале НТВ вышел небольшой сюжет, посвященный "режиму" Муртазы Рахимова и деятельности его сына Урала. Урал Рахимов - личность в республике знаменитая и чуть ли не легендарная. В списке Forbes этот человек занимает 828 место, имея в своем распоряжении 1,2 миллиарда долларов США. В Башкирии он влиятелен не меньше, чем его отец - иное было бы странно: Урал Муртазович с середины 1990-х годов является ключевой фигурой в республиканском топливно-энергетическом комплексе.

Именно это влияние в очередной раз (так вовремя!) заинтересовало журналистов НТВ, которые устами ведущего Глеба Пьяных рассказали зрителям о бесчинствах, которые якобы творит в "своей" республике Урал. Не без юмора сделанный сюжет Муртазе Рахимову вполне ожидаемо не понравился, однако несколько дней никакой реакции из Уфы не было. Лишь 5 июля стало известно, что президент Башкирии подал на телеканал в суд иск о защите чести и достоинства. Уже в третий раз - первые две тяжбы между политиком и телеканалом по поводу все того же башкирского ТЭК прошли в 2007 году и закончились не в пользу журналистов.

Но не одно только НТВ было брошено на информационную войну за власть в Башкирии. 30 июня в "Российской газете" (официальном печатном органе правительства РФ, между прочим) вышла статья, также оставляющая мало шансов президенту республики и его окружению. Пересказывать материал смысла нет (с оригиналом можно ознакомиться тут) - все ее тезисы либо содержались в сюжете НТВ, либо выходили в прессе и раньше. Главное, что в ней было - это фактически прямое обвинение руководства Башкирии в коррупции и создании "серых" схем при строительстве Юмагузинского водохранилища.

Последним "гвоздем" стал сюжет, показанный в эфире главной информационной программы Первого канала 4 июля. Ответа на него пока нет (по некоторым данным, Рахимов готовит к телеканалу иск), а вот "Российской газете" к суду надо готовиться уже сейчас - заявление президента Башкирии лежит в Кировском районном суде Уфы.

Впрочем, вряд ли стоит ждать от этих процессов каких-либо сенсаций. Иски президента - не более чем ритуал, который он не может не исполнить, прекрасно понимая всю тяжесть своего положения. Когда к атаке на главу не самой последней республики подключают федеральные СМИ, ничего хорошего ждать опальному руководителю не стоит.

Возможно, отставку Рахимова, полномочия которого истекают лишь осенью 2011 года, немного отсрочит то, что его сын Урал добровольно отказался от мандата Госсобрания Республики Башкортостан. На какое-то время эта уступка со стороны семьи Рахимовых охладит накал страстей, однако главное решение, судя по всему, уже принято. Вопрос, уйдет ли Муртаза Рахимов с поста президента Башкирии, на повестке дня уже не стоит. Вся интрига заключается в том, когда это произойдет и кто придет на смену казавшемуся вечным Башкирбаши.

< Назад в рубрику