В минувшие выходные гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев представил премьеру Владимиру Путину стратегию развития крупнейшего перевозчика России. Выглядит она следующим образом: "Аэрофлота" должно быть много. Всех остальных, полагает гендиректор, должно быть как минимум мало, а как максимум - не должно быть совсем. Правительство "Аэрофлот" поддерживает, но с оговоркой. Российскому перевозчику предложено закупать российскую технику, которая существует пока лишь в проекте. Это, впрочем, не помешало главе "Аэрофлота" обещать подготовить проект ее освоения.
На встрече с премьером Виталий Савельев, возглавивший "Аэрофлот" в марте 2009 года, отчитался о проделанной работе. В 2009 году, рапортовал менеджер, "Аэрофлоту" не только удалось показать прибыль (рост в 3,5 раза), но и увеличить выплату дивидендов (в два раза). Капитализация перевозчика и вовсе выросла с 1,2 до 2,6 миллиарда долларов (от апреля к апрелю). По оценке Савельева, в отрасли, сильно "просевшей" в 2009 году, "есть позитив". Пассажиропоток авиакомпании растет, а поэтому, полагает Савельев, главная стратегическая задача "Аэрофлота" - "научиться у себя на рынке быть первым".
Сейчас "Аэрофлот" занимает около 25 процентов авиационного рынка России (учитывая "дочки" компании). Этого, по мнению Савельева, мало. "Быть первым в Европе невозможно, не став первым у себя на родине, то есть в России. Поэтому наша основная задача - закрепить этот успех и стать первыми в России", - подчеркнул Савельев. Он также сообщил Владимиру Путину, что "реальные" конкуренты "Аэрофлота" - "Эйр Франс" и "Люфтганза" - удерживают около 50-60 процентов домашнего рынка. На этот показатель и стоит ориентироваться "Аэрофлоту", полагает гендиректор перевозчика.
Сейчас на внутренних авиалиниях лидирует авиакомпания "ЮТэйр", обогнавшая прежнего лидера "Сибирь" в конце 2009 года. До этого в течение семи лет именно "Сибирь" была крупнейшим внутрироссийским перевозчиком. В первом квартале 2009 года она уступила это место "Аэрофлоту", но летом восстановила свои позиции. Эксперты на рынке отмечали, что "ЮТэйр" сможет сохранить свое лидерство как минимум в течение полугода, пока "Аэрофлот" не примет на себя перевозки бывшего конгломерата "Росавиа".
Получить высокую долю на российском рынке "Аэрофлот", в частности, сможет за счет присоединения шести авиакомпаний госкорпорации "Ростехнологии" ("Россия", "Кавминводыавиа", "Оренбургские авиалинии", "Владивостокавиа", "Саратовские авиалинии" и "Сахалинские авиатрассы"). Решение об этом было принято Путиным в феврале 2010 года. При этом Федеральная антимонопольная служба (ФАС) заявила, что не видит в поглощении "Аэрофлотом" авиакомпаний "Ростехнологий" нарушения антимонопольного законодательства.
Тогда речь шла о гораздо более низкой доле "Аэрофлота", чем та, на которую ориентируется Савельев. По оценке руководителя ФАС Игоря Артемьева, доля объединенной компании на российском авиационном рынке может составить до 40 процентов. Министр транспорта Игорь Левитин называл еще меньшую цифру - до 35 процентов. Это не дотягивает даже до границы доминирования на рынке в 35 процентов, определенной в законе "О защите конкуренции".
Артемьев отмечал, что ФАС подготовит для "Аэрофлота" предписание, направленное на соблюдение конкуренции. В этом документе, утверждал глава ФАС, будут определены условия, согласно которым "Аэрофлот" сможет завершить сделку с "Ростехнологиями". В частности, ФАС обещала проанализировать маршруты "Аэрофлота" и поглощаемых компаний. Если в сумме они будут занимать на каких-либо маршрутах более 35 процентов перевозок, утверждали чиновники, служба может предписать компании продать часть прав на взлет или посадку в аэропортах на этих направлениях. Будет ли как-либо ограничена тарифная политика монополиста, неизвестно.
У "Аэрофлота", кстати, был еще один вариант нарастить долю на внутреннем рынке. Как утверждал менеджмент компании, перевозчик получил в апреле предложение купить самолетный бизнес "ЮТэйр". Это предложение не заинтересовало "Аэрофлот", так как парк и маршрутная сеть "ЮТэйр" совпадают с ГТК "Россия" (должна быть передана "Аэрофлоту" в числе авиационных активов "Ростехнологий") и "Нордавиа".
Пока новых инициатив "Аэрофлота" ФАС не комментировала, тогда как премьер-министр Путин, не дожидаясь антимонопольщиков, уже выдал Савельеву свое собственное предписание. Оно хотя и не остановит, но усложнит путь "Аэрофлота" к установлению монополии на внутренних перевозках.
На встрече Савельев сообщил Путину, что самолетный парк компании насчитывает 115 машин, из которых шесть - отечественные Ил-96. Остальной парк у перевозчика импортный - самолеты производства Вoeing и, преимущественно, Airbus. При этом с 2016 года парк "Аэрофлота" пополнится еще 22 самолетами производства Вoeing и 22 судами Airbus. Обновление необходимо и переходящим к "Аэрофлоту" компаниям "Ростехнологий", авиапарк которых сильно устарел.
Газета "Время новостей" отмечает, что до сих пор государственная стратегия не предусматривала оснащения "Аэрофлота" российскими лайнерами среднего класса. Так, "Ростехнологии" и "Аэрофлот" в феврале подписали соглашение, по которому госкорпорация будет закупать пассажирские самолеты для крупнейшего авиаперевозчика на общую сумму в 2,5 миллиарда долларов. Это право "Ростехнологии" получили в обмен на активы, которые переданы "Аэрофлоту".
В рамках договора "Ростехнологии" будут поставлять в лизинг "Аэрофлоту" самолеты Вoeing. Газета "Коммерсант" отмечала, что документ предусматривает возможность сотрудничества со всеми производителями, в том числе российскими, но соглашение, прежде всего, ориентировано на американскую компанию. Правильность такой политики и поставил под сомнение премьер, который полагает, что "Аэрофлоту" не хватает патриотизма. "Вы хотите, видите ли, доминировать на внутреннем рынке, но не хотите закупать отечественную технику. Так не пойдет", - подчеркнул премьер.
Савельев попытался оправдаться, что у "Аэрофлота" уже есть контракт на закупку самолетов отечественного производства. Речь идет о 30 региональных самолетах SSJ-100, которых перевозчик ждет "с нетерпением", поскольку сроки их поставок постоянно откладываются производителем - Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК). "Мало?" – спросил Путина гендиректор "Аэрофлота".
"Мало, - ответил премьер. - Другие планы уже знаете? И по 'Туполеву', есть МС-21 в планах..." (цитата по "Времени новостей"). Путин пояснил, что хочет понять, в каком объеме "Аэрофлот" будет закупать отечественные самолеты. Гендиректор "Аэрофлота" обещал премьеру подготовить соответствующий документ и доложить.
Если предположить, что речь идет именно о МС-21, то "Аэрофлот" может готовить свой доклад минимум несколько лет. Согласно официальным планам ОАК, российский среднемагистральный самолет нового поколения должен совершить первый полет в 2014 году, а в коммерческую эксплуатацию попасть лишь в 2016-м. Эта машина должна стать прямым конкурентом, в частности, европейскому семейству лайнеров А320 - основе нынешнего парка "Аэрофлота".
Пока же монополизировать внутрироссийский рынок "Аэрофлот" может на иностранной технике.