Наверное, любой человек, которому доводилось бессонной ночью дочитать хотя бы до середины список кораблей у Гомера, задавался вопросом: а было ли это все на самом деле? Или десятилетняя осада Трои, ссора Ахиллеса с Агамемноном, гибель Патрокла, гибель Гектора - не более чем плод чьего-то воображения? Действительно ли горемычный Одиссей, чьей хитростью была повержена неприступная Троя, десять лет скитался по крошечному клочку Мирового океана от Сицилии до Крита? Или это просто компиляция страшилок и побасенок, которые столетиями пересказывали друг другу люди, собираясь вечерами вокруг костра? Есть ли какие-то исторические основания у предания о странствиях Энея, любви Дидоны, сошествии героя в Подземное царство? Или это просто подражание Гомеру, попытка создать римский эпос по образцу греческого?
Как злобный, коварный, кровожадный варвар Аттила, "бич земли", превратился в Этцеля "Песни о Нибелунгах" - образцового короля и рыцаря? Как Один - суровый верховный бог древних скандинавов, забирающий в свою обитель Вальгаллу самых доблестных воинов, павших на поле брани, и неустанно готовящийся к страшной Последней битве с предрешенным исходом, - превратился в "Круге Земном" (произведении, кстати сказать, христианского писателя XIII века Снорри Стурлусона) в царя Трои? И кстати, уж не Колизей ли с его гигантскими арками послужил прототипом Вальгаллы - дома воинов с тысячами дверей? Существовал ли на самом деле король Артур, гроза саксов, двенадцать раз побеждавший их в битвах? Где находилась его твердыня Камелот с Круглым столом, за которым собирались на совет доблестные рыцари - сэр Ланселот Озерный, сэр Гавейн Оркнейский, неутомимый искатель Святого Грааля сэр Парцифаль и другие?
Законы рассказывания историй загадочны. Истории могут быть чистым вымыслом, а могут - рассказами о действительных событиях, обросшими со временем множеством подробностей, и далеко не всегда удается определить, что когда "наросло", что составляет "ядро" предания, а что было добавлено позже. Неизменной остается лишь притягательность самих историй, которые являются, наверное, древнейшим способом познания и объяснения человеком окружающего мира. Лучшие истории, такие как "Илиада", "Одиссея", "Энеида", "Песнь о Нибелунгах", "Круг Земной", "Артуриана", - это метафора самой жизни, вмещающая в себя все мировоззрение рассказчика.
И все же интересно: а кем был король Артур, если он действительно жил на свете? От того, существовал он или нет, ровным счетом ничего не изменится в восприятии красочных легенд о его доблести, о мудрости волшебника Мерлина, о красоте королевы Гвиневры и о трагической любви к ней сэра Ланселота. Место Артура и его рыцарей в мировой культуре останется за ними, ничего не случится и со славой собирателя легенд о них Томаса Мэлори, английского писателя XV века. Просто любопытно: откуда же эти легенды взялись?
Историки и филологи давно уже разобрали "Артуриану" по косточкам. Более или менее очевидна историческая почва, на которой родился героический король - заступник бриттов. В начале V века закончилась почти четырехвековая история владычества в Британии римлян. Они оставили после себя прекрасные города, в числе прочих - Деву (ныне Честер), Эборак (ныне Йорк), Камулодун (ныне Кольчестер), Манкуний (который, конечно, безошибочно узнает любой футбольный болельщик) и Лондиний (который узнает вообще кто угодно). Но в V веке, в разгар Великого переселения народов, Римская империя уже не могла удерживать свои позиции: на Британию напирали саксы, из Германии в Галлию перебирались все новые варварские племена. Рим решил пожертвовать Британией и отозвал оттуда все войска, перебросив их на Рейн.
Бритты (племена кельтского происхождения), в основном обратившиеся в христианство и привыкшие к более или менее спокойной жизни под защитой римских легионов, оказались беззащитны перед безжалостными язычниками саксами. Их надежды на заступничество римлян окончательно похоронил император Гонорий своим рескриптом 410 года, в котором он отказался вернуть войска в Британию. Бриттам пришлось воевать с саксами своими силами.
В этой долгой, изнурительной войне и коренятся легенды о героическом кельтском вожде Артуре. Он мог быть по происхождению кельтом или пришельцем (может быть, даже и римлянином). По другой версии, в этом вымышленном персонаже получил вторую жизнь некий забытый кельтский языческий бог - защитник людей. Возможно, в этой мифологической фигуре соединились черты и деяния нескольких кельтских вождей, более или менее успешно боровшихся с саксами.
Британские письменные памятники VI века изобилуют описаниями этой войны, но имя Артура впервые всплывает лишь на рубеже VIII-IX веков в латинской "Истории бриттов" валлийского монаха Ненния. В основе его повествования о двенадцати великих битвах Артура с саксами лежали, по-видимому, гораздо более древние предания, следы которых находятся и в более ранних источниках, в частности, в сочинении святого Гильды Премудрого "О разорении и завоевании Британии". Гильда жил в VI веке, то есть был современником саксонского завоевания. Среди прочего, он упоминает о некоем короле бриттов (не названном по имени), который перед битвами держал совет со своей дружиной в некоем месте, известном как Круглый стол.
Это был, собственно говоря, не стол, а некое большое укрепленное помещение, в котором располагалось святилище христианских мучеников. Озарение снизошло на британского историка Кристофера Гидлоу, специалиста по "Артуриане", после того, как соответствующее этому описанию святилище было найдено в городе Честер, в графстве Чешир на западе Англии.
Честер был основан II Вспомогательным легионом еще в 70-е годы I века, на заре римского владычества в Британии, как форт в землях бриттского племени корнубиев. Город, получивший название Дева (вероятно, от кельтского названия реки, на которой он стоит), быстро рос. Очень скоро в нем был построен (силами того же II легиона) амфитеатр - арена для представлений и гладиаторских боев, зримое свидетельство римского присутствия и благополучия. В 86 году основавший Деву II легион был переброшен на Дунай, а его место занял ХХ Победоносный Валериев легион, славное имя которого передалось и городу - на латыни он стал именоваться Deva Victrix, то есть Дева Победоносная.
Дева вскоре стала самым большим и процветающим римским городом Британии. Расположенная в отдалении от северного пограничья, которое то и дело беспокоили каледонцы (жители нынешней Шотландии), она наслаждалась относительным спокойствием. Во II веке городу довелось пережить не лучшие времена, когда ХХ легион отправился на север воевать с каледонцами и строить Адрианов вал - пограничное укрепление, в значительной степени предопределившее исторические границы Англии. Легионеры были не только защитниками, но и строителями, и без них город, и в том числе знаменитый амфитеатр, приобрел запущенный вид. Но в 275 году ХХ легион вернулся в Деву, и вскоре амфитеатр был перестроен.
С конца III века сведения о ХХ Победоносном Валериевом легионе пресекаются. Вероятно, он оставался в Деве до тех пор, пока в 407 году узурпатор Константин III не перебросил его вместе с остальными британскими легионами в Галлию в надежде дойти до Рима (эта попытка закончилась для него плачевно, а вернуться в Британию римлянам было уже не суждено).
Вполне вероятно, что некогда цветущий римский город стал в дальнейшем одним из главных, если не самым главным центром сопротивления бриттов саксам. Археологические исследования подтверждают, что в V-VI веках, после ухода римлян, жизнь в Деве продолжалась, велось активное строительство. Оно затронуло и амфитеатр. Гладиаторские бои были запрещены в христианской Римской империи еще в 400 году. Функции амфитеатров менялись. В Деве он превратился сначала в святилище, а затем, уже после ухода римлян, еще и в крепость.
Все это соответствует описанию Гильды Премудрого: огромное укрепленное строение, где может собраться больше тысячи человек, в центре - круг, в котором могут рассесться вождь и его приближенные, и святилище, где можно помолиться, отправляясь на битву.
Версия, что честерский амфитеатр и есть легендарный Круглый стол, а Честер, стало быть, и есть Камелот, выглядит вполне стройной. Это, конечно, совсем не обязательно означает, что там правил король по имени Артур, сначала вынувший Меч-из-Камня, а потом, сломав его в бою, получивший вместо него от Владычицы озера чудесный меч Экскалибур. Уж тем более это не имеет никакого отношения к легенде об измене Артуру его жены Гвиневры со своим спасителем Ланселотом, о предательстве племянника Артура Мордреда, о том, как они убили друг друга в страшной битве, и о том, что Артур спит под горой на острове Авалон, но в должный час пробудится ради того, чтобы снова спасти Британию.
Все эти многочисленные предания, каждое из которых имеет свои параллели в мифологии других народов, веками смешивались с преданиями о короле - защитнике бриттов. Расплетать этот клубок сюжетов безумно увлекательно. И, право же, совсем не так важно, действительно ли жили когда-либо на свете Одиссей, Один или Артур. Если и жили, то вряд ли живые они были хоть вполовину так притягательны, как отвлеченные образы неприкаянного скитальца, хранящего в сердце родную Итаку и любимых Пенелопу с Телемахом; мрачного одноглазого владыки мира, сидящего под повешенным; и доблестного предводителя рыцарей Круглого стола.
Артем Ефимов