Чемпионат мира завершился не только спортивным поражением сборной ЮАР, которая стала первой в истории хозяйкой мундиаля, не сумевшей пройти первую стадию. Экономика страны также оказалась под ударом - инфраструктура, в том числе и спортивная, была значительно улучшена, однако теперь она потребует дополнительных грандиозных расходов. С другой стороны, новые чемпионы мира неплохо помогли своей экономике - теперь Испания, возможно, сумеет выбраться из трудного положения, в котором она оказалась вследствие долгового кризиса.
Согласно прогнозам, ВВП ЮАР в 2010 году должен вырасти на 2,7 процента. Из них 0,3 процента должен дать именно Кубок мира благодаря росту туризма и многочисленным капитальным расходам. Мундиаль в целом, скорее всего, оказался прибыльным - по предварительным оценкам, он принес выручку в размере 3,9 миллиарда долларов, в то время как вложения составили 3,5 миллиарда долларов.
Однако часть этих доходов (около миллиарда долларов) полагается ФИФА, которая вкладывала несопоставимо меньше страны-хозяйки и частных инвесторов. Кроме того, в этих цифрах не учитываются долгосрочные последствия проведения чемпионата мира.
Как ни парадоксально, для экономики Южноафриканской республики они могут носить скорее отрицательный, чем положительный характер. Речь в первую очередь идет о пресловутой инфраструктуре, которая создается под чемпионат - и это не только стадионы, но и гостиницы, аэропорты и дороги. Не факт, что они смогут приносить значительные доходы, так как страна по большому счету не доросла до такой первоклассной инфраструктуры, а ее бюджет не столь велик, чтобы оплачивать содержание таких объектов из общественного кармана.
Достаточно взять для примера те же стадионы. Йоханнесбургский 94-тысячный красавец Soccer City, где прошли матч открытия и финал первенства, обошелся устроителям ЧМ в 3,5 миллиарда рандов (450 миллионов долларов). Между тем, расположен он в бедном негритянском районе Соуэто, где местные жители едва ли способны регулярно платить за посещение комплекса. Для проведения матчей национального чемпионата по футболу он великоват, и аренда его будет стоить дорого.
Футбол в ЮАР считается игрой бедных слоев населения, и посещающие его болельщики не слишком платежеспособны. Средняя стоимость билета на матч ЮАР-Колумбия, состоявшийся перед чемпионатом мира, составила 40 рандов (около 5 долларов), а вход на игры внутреннего чемпионата будет стоить еще дешевле. Организаторы пытаются выкрутиться из положения, предоставив стадионы регбистам.
В отличие от футбола, регби - это игра зажиточных белых африканеров, и именно они составляют значительную часть контингента на матчах местного чемпионата и международных турниров. Билеты на матч Кубка Трех Наций, в котором помимо ЮАР участвуют также Австралия и Новая Зеландия, стоят от 100 до 400 рандов.
Тем не менее, регби всех проблем не решит. Ряд стадионов, построенных к ЧМ, вообще находятся в крохотных городках, вроде Полокване, Рустенбурга и Нелспрейта. Кто там будет заполнять 40-50-тысячные арены - совершенно непонятно.
А вот Испания, которая 11 июля выиграла на Soccer City решающий матч чемпионата мира у сборной Голландии, напротив, готовится к подсчету прибылей. Национальная сборная осчастливила всю страну, и уже несколько дней во всех городах идут бурные массовые гуляния. Обалдевший от счастья испанский народ, не считающий расходов в эти дни, должен существенно улучшить показатели национальной экономики.
По прогнозу банка ING, увеличение ВВП за счет празднований и прочих связанных с победой расходов может составить до 0,5 процентного пункта. Это значительно оздоровит ситуацию в испанской экономике, которая сейчас плоха, как никогда (скажем, безработица в Испании - рекордная в ЕС). По прогнозу правительства, ВВП должен был сократиться в 2010 году на 0,3 процента, что случилось бы уже второй год подряд. Но фактор победы на ЧМ может вывести экономический рост в стране в плюс.
Нечто подобное уже произошло четыре года назад в Италии, сборная которой выиграла предыдущий мундиаль. Тогда ВВП страны вырос на 2 процента, тогда как прогнозировался рост, десятикратно более слабый. Кстати, и сейчас премьер-министр Италии Сильвио Берлускони поспешил разделить с испанским народом победу в Кубке мира, заявив, что этот успех будет на руку "всей Южной Европе".
Любопытно, что среди выигравших от проведения чемпионата мира стран оказалось государство, не имеющее, казалось бы, никакого отношения к главному футбольному событию четырехлетия. Сборная Китая, довольно средняя даже по азиатским меркам, осталась за бортом финальной части турнира. А вот китайская промышленность стала одним из главных ее участников.
К примеру, вызвавший столько споров новый мяч Adidas "Джибулани" выпускается именно на фабриках КНР. Оттуда же были привезены в ЮАР вызвавшие всеобщую ярость телевизионных болельщиков всего мира вувузелы, вообще-то считающиеся национальным духовым инструментом южноафриканских народов. Более того, даже официальные талисманы ЧМ - леопарды Закуми - производились в Китае. Как и 50 тысяч пластиковых кресел для стадионов ЮАР, и прочая, и прочая. Если про 19-й чемпионат мира по футболу сказать Made in China, это будет не слишком большим преувеличением.