Совсем скоро некоторые имена в Азербайджане будут запрещены. Возможно, это произойдет уже до конца года. Как выяснилось, все имена, которыми жители Азербайджана смогут называть своих детей, планируется поделить на три категории (по степени благонадежности). При этом в разряд запрещенных, как заявили в Национальной академии наук Азербайджана (НАНА), будут включены имена "лиц, совершивших агрессию против азербайджанского народа".
О нововведении журналистам сообщил директор Института информационных технологий НАНА Расим Алигулиев. Он рассказал, что комиссия НАНА (по просьбе министерства юстиции) уже исследует "значение имен граждан страны". В дальнейшем имена, как объяснил Алигулиев, планируется разделить "по принципу светофора".
То есть будут составлены три списка: "зеленый", "желтый" и "красный". В первый попадут имена, которые "соответствуют национальным, культурным и идеологическим ценностям Азербайджана". Этим перечнем жители страны могут пользоваться без ограничений. В "желтый список" войдут нежелательные имена, которые не рекомендовано давать детям (например, как пояснил директор института, это "слова, имеющие некрасивое звучание в других языках").
Наконец, "красный список". Туда, попадут, во-первых, слова, имеющие оскорбительное значение (в азербайджанском языке), и во-вторых, имена, которые носили люди, виновные (по мнению азербайджанских академиков) в "агрессии против азербайджанского народа". Списки будут переданы министерству юстиции.
Ввести в действие эту схему, как заявил представитель НАНА, планируется до конца 2010 года. Как запреты и ограничения будут оформлены юридически, коснутся ли новые правила взрослых людей или же только новорожденных, пока неизвестно.
Кого имел в виду директор института, говоря об "агрессорах", он не уточнил. Хотя если принять во внимание идеологию, действующую в Азербайджане, то можно не сомневаться, что в "красный" список будут включать прежде всего армянские имена (фраза о "агрессии против азербайджанского народа" - стандартный оборот антиармянской пропаганды).
Непонятно, правда, какими критериями при этом будут руководствоваться академики и затеявшие все это власти. В Баку, например, считают "агрессией" действия карабахских армян, отвоевавших свою независимость. То есть что же, имена всех карабахских солдат теперь будут объявлены в Азербайджане незаконными? В Карабахе против азербайджанцев воевал и нынешний президент Армении Серж Саргсян. Что же теперь, запретить в Азербайджане имя Серж?
И как быть с более ранними историческими эпизодами? Например, с вторжением монголов в XIII веке? Имена монгольских воинов, грабивших азербайджанские города, тоже запретить?
В некоторых странах похожие инициативы, кстати, уже были реализованы. В Португалии, например, существуют официальные списки разрешенных и запрещенных имен. Под запретом там, в частности, находятся имена Lolita и Jesus Cristo. С другой стороны, прошедшая денацификацию Германия, например, обошлась без того, чтобы запрещать имя Адольф.
В целом, вне зависимости от того, есть ли в той или иной стране "черные списки", на местах все равно возникают ситуации, когда чиновникам (работникам ЗАГСа или аналогичного ведомства) приходится решать, можно ли присвоить человеку экзотичное или скандальное имя. И тогда они, соответственно, решают, запретить ли, например, человеку называться Осамой бин Ладеном или разрешить ли ему назвать своих детей Авиадиспетчер, Ангел и Салат-Латук.
В Азербайджане между тем готовят и реформу, касающуюся фамилий, точнее - их окончаний. Окончания -ов и -ев решено заменить на соответствующие азербайджанскому языку формы (-лы, -оглу, -гиль и -сой). Фамилии с русскими окончаниями, по оценке депутата Низами Джафарова (одного из членов комиссии, занимавшейся этим вопросом), в республике в настоящее время носят около 70 процентов жителей. И от этих окончаний, как заявил парламентарий, "необходимо избавляться".
Комиссия уже завершила работу и передала разработанную концепцию в администрацию президента страны, оттуда проект поступил в министерство юстиции. Теперь его должны направить на утверждение парламента. Как утверждает депутат Джафаров, заставлять всех жителей страны исправлять фамилии власти не будут. То есть фамилии с азербайджанскими окончаниями будут в обязательном порядке давать новорожденным, а взрослые, по словам парламентария, смогут решать этот вопрос по своему усмотрению.
Похожая реформа несколько лет назад прошла в Таджикистане. Там президент Эмомали Рахмонов, заявив, что следует уважать национальные традиции, изменил свою фамилию на "Рахмон" и запретил ЗАГСам регистрировать у детей фамилии с окончаниями -ов и -ев. Взрослым разрешили эти окончания оставить. Некоторые последовали примеру президента и изменили фамилии (так, глава МИДа Хамрохон Зарипов стал называться Хамрохон Зарифи). Но были и случаи, когда люди, отказавшиеся от русских окончаний своих фамилий, позднее обращались в ЗАГСы с просьбой вернуть прежний вариант. В министерстве юстиции отмечали, что эта тенденция связана с поездками жителей республики в Россию (на заработки или на учебу).
Примечательно, что упомянутый азербайджанский депутат (Низами ДжафарОВ), призвавший избавляться от русских окончаний, сам без особого энтузиазма рассуждал о приведении своей фамилии в соответствие с нормами государственного языка. "Я мог уже сто раз изменить фамилию, - заявил он. - Но дело в том, что она значится во многих документах, и в обществе я известен именно под этой фамилией. Теперь думаю, сколько документов должно быть изменено".
Какое окончание депутату Джафарову надо будет присоединять к своей фамилии (если он все-таки на это решится), сказать сложно. В администрации президента Азербайджана, к примеру, предложили, чтобы все фамилии в стране оканчивались на -аз. Ее представитель Али ГасанОВ (который заведует отделом по общественно-политическим вопросам) пояснил, что "аз" - "это и интернет-домен Азербайджана, и первый слог в названии страны".
Есть и еще один вариант. Поскольку слово "Азербайджан" заканчивается на -джан, то и к фамилиям, по информации радио "Азаттык", некоторые предлагают присоединять именно такие окончания. Депутат Джафаров, как сообщалось, заявил, что это предложение вполне достойно обсуждения.