Мир
00:27, 16 июля 2010

Перегретый комфорт Немецкие скоростные поезда не выдерживают июльской жары

Прошедшие выходные в Германии оказались самыми жаркими днями за весь год. В воскресенье, 11 июля, температура поднялась до 38,8 градусов. Однако запомнится прошедший уик-энд не только или даже не столько этим. Из-за небывалой жары в скоростных поездах ICE вышла из строя система вентиляции и кондиционирования. В результате вагоны превратились чуть ли не в сауну, а поездки стали для пассажиров мучительным испытанием. На первых порах представители концерна Немецкие железные дороги (Deutsche Bahn) говорили о единичных поломках, однако через несколько дней, когда кондиционеры сломались в десятках поездов, стало ясно, что речь идет о системном дефекте. Прокуратура начала расследование, а оппозиция требует провести парламентское разбирательство случившегося.

Все началось еще в субботу, 10 июля, когда из-за жары и духоты, вызванными отказом системы кондиционирования в вагонах, 44 человека, в том числе 27 школьников в возрасте от 16 до 18 лет, были вынуждены обратиться за медицинской помощью. Девять подростков были доставлены в больницу с тепловыми ударами и обезвоживанием. Сообщается, что ученики двух школ из земли Северный Рейн - Вестфалия возвращались домой из поездки с классом в Берлин. Почти сразу же после отхода поезда выяснилось, что кондиционер в вагоне не работает. Бортпроводники, впрочем, сделали, все возможное, чтобы облегчить условия поездки. Так, ученики были переведены из вагонов второго класса в первый, а когда и там сломался кондиционер, детей постарались разместить таким образом, чтобы они не сидели на солнце.

Прибыв в Ганновер, школьники пересели на другой междугородний скоростной экспресс ICE 846. Однако мало того, что поезд шел с опозданием и был переполнен - там также не работала система кондиционирования. Температура в вагонах поднялась до 50 градусов. По словам очевидцев, доведенные до изнеможения духотой пассажиры, в том числе пожилые люди, плашмя лежали в проходах. Некоторые теряли сознание. Беременная женщина пыталась разбить окно аварийного выхода специальным молотком. Проводники по громкой связи попросили врачей, оказавшихся в поезде, оказать помощь попутчикам. В итоге на подъезде к Билефельду машинист уведомил спасательные службы, которые прибыли на вокзал и прямо там стали оказывать помощь пострадавшим. В операции принял участие 91 человек.

Немецкий скоростной поезд ICE. Фото (c)AFP
Lenta.ru

Всего же за выходные поломки системы кондиционирования произошли в трех поездах ICE. Представители Deutsche Bahn отреагировали очень быстро и принесли официальные извинения почти тысячи пассажирам, оказавшимся в невентилируемых вагонах. В DB также заявили о готовности выплатить компенсации тем пассажирам, здоровью которых был причинен вред. Возможные причины поломки кондиционеров не назывались. При этом, однако, в концерне поспешили отметить, что речь идет о единичном инциденте. "Каждый день мы осуществляем 1400 пассажирских перевозок, - заявил пресс-секретарь DB Юрген Корнманн (Juergen Kornmann). - Вчера возникли поломки в трех поездах. Однако на этом примере видно, что в подавляющем большинстве поезда остаются удобными и комфортабельными". Тем не менее, как выяснилось позднее, это далеко не так.

После субботнего сообщения в немецкой прессе стали появляться многочисленные публикации - свидетельства пассажиров и мнения экспертов, из которых следовало, что неполадки в системах кондиционирования в скоростных поездах ICE-2-Typ существовали давно, только до недавнего времени они никак не афишировались. Представители объединения пассажиров Pro Bahn заявили, что причина кроется в стремлении DB максимально сократить расходы. Член Pro Bahn Хармут Буикен (Hartmut Buyken) заявил, что еще во времена предыдущего главы концерна Хартмута Медорна (Hartmut Mehrdorn) Deutsche Bahn договорился с производителем Siemens о более низких технических стандартах для ICE-2-Typ, в том числе в том, что касается систем кондиционирования воздуха. Со своей стороны Spiegel опубликовал письма пассажиров, который отмечали, что неоднократно сталкивались с отказом систем кондиционирования воздуха в вагонах.

"В прошлую неделю я восемь раз ездил в ICE между Берлином и Ганновером, - написала пассажирка Райнке Айзенберг (Reinke Eisenberg) из Ганновера. - В КАЖДОМ из поездов были вагоны с неработающими кондиционерами, а в вагонах с вентиляцией была давка". Другой пассажир, Йенс Боонен (Jens Boonen) из Гамбурга, написал, что в ICE, в котором он ехал в Берлин, был всего один вагон с работающим кондиционером. Пресс-секретарь фракции "Зеленые" по вопросам транспорта в бундестаге Винфрид Херманн (Winfried Hermann) в интервью Первому общественно правовому телевидению Германии (ARD) заявил, что неполадки с вентиляцией в ICE ранее случались неоднократно и что руководство Deutsche Bahn не предпринимало необходимых мер, а в ряде случаев даже экономило на техническом обслуживании кондиционеров и их замене.

Пассажир на немецком вокзале. Фото (c)AFP
Lenta.ru

В принципе, вся эта история с неработающими кондиционерами в поездах могла так и остаться на уровне газетной шумихи, поднятой СМИ в период летнего информационного затишья. Однако дальнейшие события показали, что опасения экспертов были совсем не безосновательны, а свидетельства пассажиров - не единичными случаями проявления недовольства. В среду, 14 июля, спасатели вновь были вынуждены эвакуировать пассажиров нескольких поездов в связи с отказом системы кондиционирования, вызванным небывалой жарой. Из-за поломки системы вентиляции и охлаждения воздуха остановился поезд, следовавший по маршруту Берлин-Амстердам. Пассажиров пересадили на другой состав. Из-за жары и духоты в вагонах был также эвакуированы пассажиры междугороднего экспресса, курсировавшего между Любеком и Мюнхеном. Всего, как отмечает AFP со ссылкой на пресс-секретаря Deutsche Bahn, начиная с субботы, 10 июля, система кондиционирования вышла из строя на 41 поезде.

Наконец, в четверг 15 июля, Немецкие железные дороги представили Федеральной службе железных дорог предварительный доклад, из которого следовало, что система кондиционирования на поездах ICE работает без сбоев лишь при температуре до 32 градусов. Если воздух на улице прогревается выше этого уровня, дальнейшую работу кондиционеров никто не гарантирует. Какие последствия это может иметь для Немецких железных дорог, пока сказать сложно. Прокуратура начала расследование в отношении машиниста злосчастного поезда, пассажиры которого были 10 июля эвакуированы в Билефельде. Его подозревают в причинении телесных повреждений по неосторожности и недостаточном оказании помощи. По некоторым данным, он знал об отказе системы кондиционирования, однако продолжил путь.

Со своей стороны, родители учеников, пострадавших от страшной духоты в поезде, уже заявили о том, что намерены подать в суд на DB. Наконец, оппозиция в лице социал-демократов уже потребовала провести парламентское расследование случившегося. "Мы хотим знать, действительно ли Немецкие железные дороги экономили за счет безопасности пассажиров, связан ли с этим перегрев вагонов и кто должен нести за это ответственность", - заявил заместитель фракции СДПГ в бундестаге Флориан Пронольд (Florian Pronold). Таким образом, история о невыносимой жаре и духоте в вагонах за несколько дней приобрела едва ли не национальный масштаб, дойдя до парламента. Верится с трудом, но факт.

Алексей Демьянов

< Назад в рубрику