После терактов в США 11 сентября 2001 года западный мир буквально помешался на безопасности. Американские власти и общество предоставили полный карт-бланш спецслужбам и силовым структурам в надежде, что они защитят страну от повторения истории. Девять лет спустя журналисты, попытавшись разобраться, как этот карт-бланш был использован, пришли к неутешительным выводам.
Журналисты одной из самых авторитетных американских газет, The Washington Post, потратили два года на изучение "Совершенно секретной Америки" - гигантского конгломерата государственных учреждений и частных компаний, который начал складываться после 11 сентября под благороднейшим лозунгом обеспечения национальной безопасности. Их цель формулировалась довольно просто: определить, кто за что отвечает и кто кому подчиняется.
Возглавили расследование репортер Дана Прист (Dana Priest), лауреат Пулитцеровской премии 2008 года в самой престижной номинации "Служение обществу", и обозреватель Уильям Аркин (William M. Arkin). Всего же над проектом, который профинансировал Центр права и безопасности Юридической школы Нью-Йоркского университета, работали больше 20 журналистов.
Журналисты пристально изучили публичные государственные документы и контракты, объявления о вакансиях, социальные сети, взяли интервью у множества бывших и действующих чиновников, военных, разведчиков и сотрудников частных компаний (большинство просили об анонимности).
В понедельник, 19 июля, была обнародована, среди прочего, уже успевшая наделать особенно много шума карта "Совершенно секретной Америки". На ней отмечены почти 10 тысяч зданий, принадлежащих государственным учреждениям или работающим на них частным компаниям. В этих зданиях происходит та самая сверхсекретная работа по обеспечению национальной безопасности. И хотя информация для карты также была собрана из открытых источников, да и возможности масштабирования сильно ограничены, представители власти официально выразили обеспокоенность тем фактом, что все эти сведения оказались собраны в одном месте и доступны любому желающему.
Впрочем, едва ли сама по себе публикация может оказаться столь же опасной, как вскрытые ею проблемы американской системы разведки, национальной безопасности и борьбы с терроризмом. Цифры, приводимые авторами в самом начале доклада, говорят сами за себя. В "Совершенно секретную Америку" входят по меньшей мере 1271 государственное учреждение (45 ведомств вроде Пентагона, ФБР и ЦРУ, отделы которых, имея значительную автономию, считаются по отдельности) и по меньшей мере 1931 частный подрядчик (например, особые подразделения корпораций Boeing и AT&T). Они разбросаны примерно по 10 тысячам мест по всем Соединенным Штатам, концентрируясь в основном близ Вашингтона, а также во Флориде, Техасе, Колорадо и Калифорнии. В одном только Вашингтоне с окрестностями за девять лет, прошедшие с терактов 11 сентября, построено или продолжает строиться 33 комплекса зданий, предназначенных для разведывательных ведомств. Их общая площадь - более 1,5 миллиона квадратных метров, что почти втрое превосходит площадь Пентагона - крупнейшего офисного здания в мире.
Официальный допуск к документам под грифом "совершенно секретно" в США, по данным The Washington Post, имеют около 854 тысяч человек (примерно полтора города Вашингтона). Этот гигантский секретный бюрократический монстр ежегодно производит на свет около 50 тысяч отчетов. Ответственным лицам, которые должны координировать всю работу, физически не может хватать времени на то, чтобы все это читать. Его не хватает даже на "брифы" (краткие выжимки), и многие отчеты в итоге так и остаются непрочитанными. Как заявил The Washington Post неназванный высокопоставленный сотрудник Пентагона, "на это жизни не хватит". Документооборот происходит в полном соответствии с законами разрастания бюрократии, известными как законы Паркинсона: чиновники работают не для результата, а друг для друга, и с особой охотой плодят подчиненных и отчетность.
Красноречивый показатель скоординированности усилий этого грандиозного бюрократического конгломерата: одним только отслеживанием денег, принадлежащих террористам, занимается 51 ведомство (в структуре федерального правительства или вооруженных сил).
Красноречивый показатель их эффективности: нигериец Умар Фарук Абдулмуталлаб, пытавшийся на Рождество 2009 года взорвать самолет Амстердам-Детройт, получил американскую визу, хотя и был внесен в базу данных, объединявшую 500 тысяч (!) человек, которые могли быть связаны с террористами. И остановили его не сотрудники спецслужб, а бдительный сосед по салону. А майора Нидала Малика Хасана, который в ноябре 2009 года застрелил 13 сослуживцев на базе Армии США Форт-Худ в Техасе, не остановил никто, хоть он и слушал проповеди известного религиозного экстремиста Анвара аль-Авлаки, бывшего духовным наставником троих смертников, участвовавших в терактах 11 сентября. В мае 2010 года заминированную машину на нью-йоркской Таймс-сквер обезвредили благодаря бдительности торговца футболками и полицейского конного патруля, а не кого-либо из почти миллиона обитателей "Совершенно секретной Америки".
Генерал-лейтенант Джон Вайнс (John Vines), которому довелось командовать в Ираке 145 тысячами солдат, заявил журналистам, что размеры и сложность бюрократической машины, в которую превратилась система национальной безопасности США, "неописуемы". Он особо подчеркнул, что невозможно не только скоординировать все взаимодействия между ведомствами и частными подрядчиками, но даже и получить полную картину этих взаимодействий. "В результате мы не можем по-настоящему оценить, сделала ли эта система нашу жизнь более безопасной", - сказал Вайнс.
Министр обороны США Роберт Гейтс в интервью The Washington Post признал, что разобраться в этой системе весьма непросто. Директор ЦРУ Леон Панетта согласился с тем, что на нее тратятся огромные, быть может чрезмерные, средства. Деннис Блэр, у которого журналисты брали интервью еще в бытность его директором национальной разведки (он ушел в отставку в мае 2010 года, этот пост с тех пор остается вакантным), заявил, что не считает систему национальной безопасности чрезмерно разросшейся, и выразил уверенность, что ему докладывали всю необходимую информацию.
Бизнесмен Брюс Пакуин (Bruce Paquin) поведал журналистам еще об одной характерной черте новейшей американской одержимости безопасностью и секретностью. Компания Пакуина занимается сооружением так называемых "скифов" (от английской аббревиатуры SCIF, обозначающей "sensitive compartmented information facility", то есть "помещение для работы с особо важной закрытой информацией") - особых отсеков в зданиях, самым тщательным образом защищенных от подслушивания, подглядывания, хакерских атак и прочих информационных угроз. Пакуин не стеснялся в выражениях: "В Вашингтоне только и слышно, что про эти 'скифы'. Самая настоящая писькомерка [в оригинале: "They've got the penis envy thing going"]. Ты не можешь считаться большим мальчиком, если ты не агентство из трех букв и у тебя нет большого 'скифа'".
При всем при том аналитики, работающие в этих "скифах" - люди 20-30 лет, зарабатывающие от 41 до 65 тысяч долларов в год (крайне мало по американским меркам) и таскающие на работу обеды, чтобы сэкономить деньги. Многие из них даже не владеют языками тех стран, которые анализируют. Между тем, именно такие аналитические службы в структурах Центрального разведуправления, Федерального бюро расследований, Агентства национальной безопасности и других "агентств из трех букв" (плюс Пентагон, плюс министерство национальной безопасности и так далее, и тому подобное) и составляют, так сказать, смысловое ядро "Совершенно секретной Америки" - именно они собирают, обобщают и анализируют информацию, необходимую для обеспечения безопасности американских граждан. Одно только Агентство национальной безопасности перехватывает ежедневно около 1,7 миллиарда электронных писем и телефонных звонков, сведения о которых хранятся в 70 различных базах данных.
Публикацию The Washington Post американские власти и спецслужбы восприняли нервозно. По сообщению FOX News, представители спецслужб жаловались, что журналисты лишат прикрытия многих частных подрядчиков, выполняющих важную секретную работу в интересах национальной безопасности. Зависимости американской системы национальной безопасности от частных подрядчиков будет посвящена вторая часть доклада Прист и Аркина. Всего же частей будет три.
Офис директора национальной разведки выступил с предупреждением, что собранная Прист и ее командой база данных о государственных и частных организациях, задействованных в системе обеспечения национальной безопасности и борьбы с терроризмом, будет представлять большой интерес для иностранных разведок, террористических организаций и криминальных группировок. У большинства из них просто нет ресурсов на то, чтобы обобщить и проанализировать такие объемы информации, так что журналисты, можно сказать, оказали им услугу.
Авторы проекта отмечают, что еще до обнародования материалов показывали их представителям компетентных ведомств, чтобы убедиться, что они не выдают никаких государственных тайн. Некоторые материалы были по просьбе чиновников исключены из публикации. В некоем ведомстве им заявили, что проект в целом представляет угрозу национальной безопасности, однако дальше обсуждать эту тему не стали.
При всей громадности системы национальной безопасности США, описанной The Washington Post, при всех вполне резонных сомнениях в ее прозрачности и эффективности, представители этой системы могут защититься от нападок одним простым и неоспоримым фактом: после 11 сентября международным террористам так ни разу и не удалось совершить в стране сколько-нибудь серьезную диверсию. Некоторые теракты не состоялись из-за оплошностей самих террористов или благодаря везению американцев, но факт остается фактом: американская война с терроризмом происходит главным образом на чужой территории. Другое дело, будет ли так продолжаться и дальше, или власти все же дозреют до реформирования "Совершенно секретной Америки".