Россия
00:06, 24 июля 2010

Тихо в лесу Защитников Химкинского леса разогнала милиция

Андрей Кузнецов

Утром 23 июля из Химкинского леса пришли тревожные известия. Экологи, протестовавшие против прокладки через лес трассы Москва-Петербург, сообщили о нападении на них неизвестных лиц. Прибывшая по вызову милиция, однако, задержала самих экологических активистов. Их обвинили в хулиганстве и разведении костров.

На сайте движения "Экооборона" говорится, что около пяти утра к палаточному лагерю активистов прибыли примерно сто человек в масках, которые стали угрожать им избиением. Экологи вызвали милицию, но та не усмотрела никаких нарушений и собралась было уезжать. Тогда экологи, опасаясь, по их словам, за свою жизнь, блокировали милицейскую машину, чтобы не оставаться наедине с неизвестными.

Милиция вызвала подкрепление, которое занялось задержаниями экологов. В подмосковном ГУВД заявили о 15 задержанных, активисты же говорят о том, что их потери составили до 30 человек. Среди них оказались лидер "Движения в защиту Химкинского леса" Евгения Чирикова и двое журналистов - Юрий Тимофеев с радиостанции "Свобода" и Елена Костюченко из "Новой газеты".

По словам экологов, их обвиняют в нарушении общественного порядка, которое выразилось в разжигании костров, а также в хулиганстве и неповиновении сотрудникам милиции.

В самой милиции предлагают несколько иную версию произошедшего. Как рассказал в эфире радиостанции "Вести ФМ" начальник пресс-службы подмосковного ГУВД Евгений Гильдеев, таинственных незнакомцев было человек 25-30, и они встали живым щитом между экологами и строительной техникой, не позволяя защитникам леса вновь блокировать вырубку. Гильдеев отметил, что молодые люди были без масок, но у некоторых на лицах были белые платки.

Представитель ГУВД пояснил причины задержания: экологи, во-первых, бросались под милицейские машины, чтобы те не могли покинуть место инцидента, а также препятствовали работе по прокладке просеки. Кроме того, активисты не подчинились требованиям покинуть место, где производятся работы, что является нарушением закона "О милиции".

Внятного объяснений со стороны экологов не последовало, за исключением того, что задержания производились жестко, а ОМОН разгромил палаточный лагерь, в котором жили экологи.

На этом текущая фаза противостояния закончилась. А началось все несколько лет назад. Впрочем, вплоть до последних месяцев все происходило вполне мирно и ограничивалось юридической волокитой и концертами в поддержку Химкинского леса. Экологи обосновывали свои претензии тем, что в проектной документации автотрассы были выявлены некие фальсификации и что экологическая экспертиза проводилась с нарушениями.

Движению "В защиту Химкинского леса" удалось добиться в суде сокращения ширины просеки с трех километров до ста метров. Экологов также поддержал уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин. Он обратился в Генпрокуратуру с просьбой проверить проект строительства автотрассы через лес на предмет соответствия законодательству.

Задержание защитницы леса. Кадр телеканала "Россия 1"
Lenta.ru

Сигналом к активным действиями послужило решение Верховного суда, который в марте 2010 года признал законность распоряжения правительства о выведении 150 гектаров Химкинского леса из Лесного фонда. В первомайские праздники 2010 года в лес приехали геодезисты, но экологи их прогнали. 15 июля в лесу начались работы по прокладке просеки. Экологи заявили, что рабочие успели вырубить лес на площади в два футбольных поля, и встали лагерем, чтобы не допустить дальнейшей вырубки.

Кроме того, защитники леса заявили, что рабочие производят вырубку без порубочных билетов. На это представитель подрядчика, осуществляющего прокладку трассы, возразил, что подобные разрешения не требуются для работ на землях данной категории.

19 июля экологи объявили, что будут строить баррикады и не пустят рабочих рубить лес, даже если у них все документы будут в порядке. 22 июля около полусотни активистов "Экообороны" и "Левого фронта" пришли к зданию федерального правительства на Краснопресненской набережной, чтобы передать петицию премьер-министру Владимиру Путину с просьбой прекратить строительство трассы в Химкинском лесу. С собой они принесли бревна с надписями "Остатки Химкинского леса", которые сложили около проходной. Активисты, как водится, были задержаны за проведение несанкционированной акции.

И вот 23 июля противостояние достигло апогея. Схватка обошлась без жертв, хотя экологи и заявили, что некоторым активистам в стычках намяли бока.

Меньше повезло редактору газеты "Химкинская правда" Михаилу Бекетову. В ноябре 2008 года его сильно избили неизвестные, он долгое время лежал в коме, выжил, но остался инвалидом и выбыл из дальнейшей борьбы. Участников нападения так и не нашли, но его коллеги полагают, что Бекетов пострадал за свою непримиримую позицию по Химкинскому лесу.

Что же это такой за лес, и почему проведение через него жизненно необходимой магистрали вызвало такую бурю эмоций? Химкинский лес расположен к между Химками и Международным шоссе, которое ведет от Ленинградки в аэропорт "Шереметьево". Его площадь составляет примерно тысячу гектаров. Для сравнения, это немногим меньше Измайловского лесопарка в Москве. Лес входит в лесозащитный пояс столицы. Через него проложена асфальтовая дорога местного значения. Вокруг леса расположены дачные поселки. В самом лесу уже давно не проводится санитарная вырубка и устраиваются самовольные свалки, то есть он пребывает в некоем запустении.

По планам строительства дороги вырубке подлежит примерно восьмая часть леса. Кроме упомянутых организаций против этого выступают "Гринпис" и Всемирный фонд дикой природы. Зеленые полагают, что прохождение трассы через лес приведет к его деградации и соответственно ухудшит экологическую обстановку. Дело в том, что Химкинский лес - единственный крупный лесной массив в прилегающем к Москве регионе между водохранилищами на севере и поймой Москвы-реки на западе.

Организаторы строительства со своей стороны уверяют, что проведение трассы через Химкинский лес является оптимальным со всех точек зрения, и с экологической и с экономической. Скоростная трасса шириной в 12 полос будет начинаться от Бусиновской развязки на МКАДе и пройдет параллельно Ленинградке, таким образом разгрузив ее. Новая трасса будет платной, тогда как старая Ленинградка останется общественной.

Директор федерального госучреждения "Дороги России" Андрей Журавлев рассказал радиостанции "Вести ФМ", что после прокладки просеки планируется высадка новых насаждений в компенсацию за уничтоженные деревья. Он также отметил, что со стороны активистов экологических организаций слышны лишь эмоции, но нет никаких реальных претензий по качеству работ и их последствиям для экосистемы.

Журавлев добавил, что за все время существования проекта представители экологов ни разу не обращались в "Дороги России" со своими жалобами и предложениями. Он также полагает, что вся шумиха нужна активистам ради пиара.

Группа неизвестных, напавших на лагерь защитников леса. Фото с сайта ecmo.ru
Lenta.ru

В связи с произошедшим в последние дни ФГУ "Дороги России" обратилось в правоохранительные органы, попросив их оградить место работы по прокладке трассы от акций протеста экологов. Кроме того, "Дороги России" намерены подать на защитников леса в суд, чтобы они компенсировали понесенные предприятием убытки.

Однако сомнения в целесообразности прохождения трассы через Химкинский лес выражают не только экологи. Так, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин полагает, что новую автодорогу лучше всего было бы проложить в полосе отчуждения Октябрьской железной дороги. В интервью агентству "Росбалт" он также предположил, что проведению трассы через Химкинский лес, вероятно, способствовали некие лоббисты, которые хотели бы, чтобы дорога проходила поближе к аэропорту "Шереметьево". Кроме того, по мнению Блинкина, выгоду может принести и строительство разных объектов в так называемой "комфортной среде".

Между тем сторонники прокладки трассы через Химкинский лес тоже видят за действиями ее противников неких лоббистов. Земля рядом с Москвой дорогая, и если строить трассу в обход лесопарка, то придется выкупать участки у собственников. А не секрет, что скупка земли по спекулятивным ценам на месте вероятного прохождения трассы началась, как только стало известно о ее строительстве.

Сложно поспорить с тем, что и дублер Ленинградке нужен, и остатки природы в окрестностях мегаполиса надо сохранить. Но в реальной жизни редко получается, чтобы, как говорится, "и рыбку съесть, и поле перейти". К тому же, сложно отделаться от ощущения, что у противоборствующих сторон есть еще и другие мотивы, помимо заявленных. Но об этом остается только догадываться.

< Назад в рубрику