Наука и техника
13:35, 24 июля 2010

Дорога на Марс Интервью с участниками проекта "Союз"-"Аполлон"

Ирина Якутенко

35 лет назад на земной орбите встретились космические корабли - советский "Союз" и американский "Аполлон", и граждане двух противоборствующих стран впервые провели несколько совместных экспериментов. 35 лет спустя участники этого полета, ставшего символом начала новой эры освоения космоса, встретились в Москве. Корреспондент "Ленты.Ру" поговорил с командирами экипажей из СССР и США о том, как они представляют себе будущее исследований внеземного пространства.

Значение стыковки "Союза-19" и "Аполлона-18" переоценить трудно. После долгих лет "холодной войны" соединение двух вражеских кораблей было событием совершенно невероятным. Сейчас кажется, что это было неизбежным - рано или поздно война в космосе между СССР и США должна была закончиться, и проигрыш страны советов в лунной гонке только ускорил процесс объединения. Но в 70-е годы люди видели ситуацию совершенно иначе, и стыковка двух кораблей воспринималась как невероятное достижение.

Спустя 35 лет после первой совместной советско-американской миссии ее участники встретились в Москве. Алексей Леонов, Валерий Кубасов, Томас Стаффорд и Вэнс Бранд общались с журналистами на пресс-конференции, гуляли по Москве и приняли участие в открытии выставки ретроспективных фотографий в ГУМе. Спонсором юбилейной встречи космонавтов и астронавтов была компания OMEGA, которая уже много лет создает часы для участников космических полетов.

Пресс-конференция с участниками исторического полета проходила в необычном режиме. Репортеры практически не задавали вопросы ее участникам, разменявшим восьмой десяток, - они слушали истории, которые Леонов, Стаффорд, Бранс и Кубасов вспоминали, глядя на фотографии 70-х годов.

Например, Леонов рассказал, что в день отлета температура на Байконуре составляла 45 градусов в тени, а рукопожатие командиров двух экипажей, несмотря на то, что было просчитано по минутам, произошло не над Москвой, а над Эльбой. Кубасов вспоминал, как они с командиром в срочном порядке учили английский язык - до полета единственными выражениями, которые они могли произнести на иностранном языке, были "ОК" и "all right". Космонавтам удалось в авральном режиме освоить английский в достаточном для общения объеме, но во время выступления Леонова после полета в США случился конфуз: вместо дальнейших успехов (successful life) он пожелал американцам бурной половой жизни (sexful life).

Полет "Союз"-"Аполлон" оказал заметное влияние не только на мировую космонавтику, но и на жизнь самих участников проекта (что, кстати, случается не так уж часто). Космонавты и астронавты, а особенно командиры Леонов и Стаффорд, подружились и поддерживают связи уже три десятилетия. Как рассказал Алексей Леонов, со времен полета он побывал в Америке более 60 раз. А Томас Стаффорд при активной помощи своего найденного в космосе друга усыновил двух российских детей.

Корреспонденту “Ленты.Ру” удалось побеседовать с Леоновым и Стаффордом и узнать, что они думают о развитии современной космонавтики и о возможных альтернативных стратегиях исследования космоса.

Лента.Ру: Какая стратегия развития космической отрасли, по-вашему, более эффективна: соревнование между державами или сотрудничество?

АЛ: Если бы все соревнования были такими! Это были лучшие соревнования человечества - кто быстрее сделает корабль, а не кто быстрее сделает атомную бомбу.

Лента.Ру: То есть, вы считаете, что соревнования более полезны?

Несмотря на возраст Алексей Леонов остается прекрасным рассказчиком. Фото Эльмира Валеева
Lenta.ru

АЛ: Конечно. Но потом необходимо сотрудничество, чтобы обмениваться технологиями - это позволяет сэкономить огромные средства. Так что в итоге сотрудничество оказывается более выгодным.

ТС: Основное, от чего зависит эффективность освоения космоса, - это затраты стран-участниц. Когда они действуют сообща, они могут разделить эти затраты и, соответственно, решать более сложные в техническом плане задачи, например, полететь на Марс.

Лента.Ру: Какие шаги человечество должно сделать в космосе в ближайшее время?

ТС: Перед пилотируемыми и беспилотными миссиями стоят немного разные задачи, но как бы там ни было, конечная цель - это Марс.

Лента.Ру: А кроме Марса? Может быть, зря американцы отказались от Луны?

ТС: Луну необходимо использовать как испытательный полигон для тестирования оборудования. Ведь она всего в трех днях пути, так что глупо упускать такую возможность.

АЛ: Пока все это только журналистские разговоры. Пока не будет правительственного решения, в котором будут определены затраты и обозначены сроки - это все сказки. Правда, в Америке идут разработки двигателей, которые прямо не называются двигателями для лунной программы, но они позволят создать тяжелые ракеты-носители. А уж куда они будут доставлять корабли - это другой вопрос. И у нас есть такие разработки - например, новый корабль "Русь". Пока у нас хорошо работают корабли и ракеты-носители "Союз", но лет через пять-шесть основным кораблем - причем многоразовым - станет именно "Русь". И она же будет работать как лунный модуль.

Лента.Ру: Новая ракета - вы имеете в виду "Ангару"?

АЛ: Нет, это будет другая ракета.

Лента.Ру: А вообще надо лететь на Марс и на Луну? Зачем людям туда?

АЛ: На Луне есть запасы некоторого сырья, которое будет выгоднее возить на Землю, чем использовать нефть, потому что нефти скоро не будет. А что касается Марса, то рано или поздно этот вопрос будет подниматься человечеством - ему все равно нужна запасная планета. Но для полета на Марс необходимо объединить усилия всех стран - туда полетит не американец, не русский, туда полетит команда, которая будет состоять минимум из представителей шести стран. Это не остановить.

Лента.Ру: Сейчас мы можем наблюдать развитие двух совершенно различных стратегий освоения космоса: в феврале Белый дом принял решение отказаться от создания новых космических кораблей "Орион" и ракет-носителей "Арес" и рискнул во многом отдать космонавтику частным компаниям, а Россия и, например, Китай по-прежнему делают ставку на государственный космос. Какая из этих стратегий, на ваш взгляд, более действенна?

Томас Стаффорд кажется не очень темпераментным до тех пор, пока его не увлекает тема. Фото Эльмира Валеева
Lenta.ru

ТС: Белый дом предложил такой путь, но Сенат отверг его (новость об этом появилась незадолго до интервью - прим. Ленты.Ру) и постановил продолжить разработку "Орионов". Так что попытка Белого дома немного сократить бюрократические проволочки, которые неизбежны в госструктурах, не удалась. А что касается "переложить космос на плечи частников" - NASA никогда в жизни не делало ничего самостоятельно. Все корабли, вся техника собирались различными компаниями, которые заключали контракт с агентством.

АЛ: Это ложная точка зрения. В США очень много частных предприятий, которые NASA нанимает для разработки космических аппаратов. И у нас все к этому идет, только наши частные предприятия еще слишком слабы и слишком ограблены, чтобы решать сложные технологические проблемы. Но и у нас так будет, потому что так правильно.

Лента.Ру: Существует мнение, что в дальнейшем освоении космоса стоит отказаться от пилотируемых миссий и сосредоточиться на разработке более совершенных роботов. Роботам, в отличие от людей, не нужно есть, пить, спать, они могут выживать в экстремальных условиях. Вы согласны с такой точкой зрения?

АЛ: Никогда никакой робот не сделает то, что сделает человек! Робот должен пойти туда, где человеку опасно, но именно человек должен сделать робота.

ТС: Еще много лет назад было решено, что в космосе найдется место и людям, и роботам. То, что робот будет делать на Марсе три года, человек сделает за три дня. Не поймите меня неправильно, роботы в космосе нужны, но у человека есть то, чего у них нет - мозги.

Лента.Ру: Вот мы с вами сейчас рассуждаем о будущих полетах на Луну, на Марс… Но многие молодые люди сейчас вовсе не хотят лететь в космос - полеты за пределы Земли лишились того романтического ореола, который их окружал во времена проекта "Союз"-"Аполлон". Как бы вы объяснили современным молодым людям, зачем нужно летать в космос?

ТС: О, за свою жизнь я так устал произносить речи. О важности космических исследований и полетов написано множество книг, так что я не буду вновь говорить об этом. Единственное, что я хочу сказать - это неправда, будто современная молодежь не стремится в космос. Тех, кто хочет летать, по-прежнему много.

< Назад в рубрику