Россия начала подготовку к настоящей, большой приватизации госкомпаний. Минфин предлагает продать пакеты акций "Роснефти", "ВТБ", "Сбербанка", "Русгидро" и других гигантов отечественной экономики. Вырученные деньги, а речь идет о сотнях миллиардов рублей, пойдут на покрытие разрыва между доходами и расходами бюджета на 2011-2013 годы. Главного распродажа не изменит: с контролем в упомянутых компаниях чиновники расставаться не намерены.
В ближайшие дни правительство России под председательством Владимира Путина обсудит бюджет на 2011-2013 годы. На этой встрече Минфин представит пересмотренные параметры основного финансового документа страны. Журнал "Русский Newsweek" утверждает, что ведомство Алексея Кудрина, ранее всеми силами сопротивлявшееся любой просьбе о дополнительном финансировании, готово потратить 10,2 вместо 9,4 триллиона рублей уже в следующем году.
Главу российского финансового ведомства политики зачастую
обзывают скрягой. Вытащить из Минфина, настаивающего на сокращении дефицита бюджета, лишний рубль - задача для особо искусных лоббистов. Но даже Кудрин готов раскошелиться в угоду политической конъюнктуре. В 2011 году в России, как известно, пройдут выборы в Госдуму, а резать расходы бюджета, который называют "пенсионерским", было бы политически нецелесообразно.
С самого начала работы над бюджетом на будущий год в правительстве было понятно, что его расходная и доходная части не сходятся. Газета "Коммерсант" писала, что для полного удовлетворения запросов президента, правительства и ведомств дефицит должен был составить 8 процентов от ВВП, тогда как приемлемый для правительства размер - 4 процента. Все запросы Кудрин, понятное дело, "отрезать" не смог. В результате власти решили завершить 2010 год с дефицитом менее 5 процентов ВВП, в 2011 сократить его менее чем до 4 процентов, в 2012 году - менее чем до трех, а к 2015 году - сбалансировать доходы и расходы.
Социальную стабильность, которая и скрывается под пресным словосочетанием "дефицит бюджета", в предвыборную пору должен кто-то оплачивать. Дорогая нефть принесет в российскую казну почти 300 миллиардов дополнительных доходов, но этого мало. Вот Минфин и взялся отбирать льготы у нефтяных компаний, увольнять чиновников, повышать акцизы на сигареты и нефтепродукты, увеличивать экспортные пошлины на сырье. Минфин даже покусился на "Газпром", потребовав, впервые за пять лет, увеличить налог на добычу газа.
Еще одним крупнейшим источником пополнения бюджета должна стать масштабная приватизация, способная оплатить все расходы государства в ближайшие годы. Продажа госимущества позволила бы закрыть часть расходных статей бюджета, одновременно разгрузив гипертрофированный госсектор, улучшить управление в компаниях, сделав их более прозрачными. Более того, приватизация, в качестве источника для пополнения бюджета, выгоднее для Минфина, ведь ему не надо тратиться на обслуживание новых займов. По прикидкам Минфина, эти расходы весьма существенны: к 2012 году они вырастут в 2,1 раза по сравнению с текущим годом и составят 587 миллиардов рублей.
Основная волна приватизации прошла в России в 1990-е годы, но, как и раньше, государство каждый год избавляется от ряда активов. Однако на прилавок оно обычно вываливает не слишком ценные для бюджета предприятия, тогда как крупные компании по-прежнему контролируются чиновниками. Это уже вызывало обеспокоенность не только у сторонних экспертов, но и у того же министра финансов.
Доля государства в экономике в последние годы неуклонно растет и уже достигла 50 процентов. По данным Кудрина, снизить ее до 40 процентов можно не раньше, чем через пять лет. В данном контексте приватизация могла бы сильно подсобить чиновникам.
В связи с дефицитом федерального бюджета России власти страны неоднократно заявляли, что намерены увеличить доходы от приватизации. Согласно первоначальному плану на 2010 год, бюджет должен был получить от продажи госсобственности 77 миллиардов рублей, но потом министр экономического развития Эльвира Набиуллина заявила, что государство может заработать на приватизации около ста миллиардов рублей.
Никто и не предполагал, что чиновники пойдут на что-то более значительное. Но из-за увеличения расходов бюджета в Минфине подготовили собственные предложения по приватизации в рамках подготовки бюджета на 2011-2013 годы. "Мы просто показали, что можно продать", - сообщил источник Reuters в министерстве.
В списке, подготовленном Минфином, как сообщило агентство, оказались гиганты отечественной экономики: "Роснефть", ВТБ, РЖД, "Транснефть", Сбербанк и другие. За счет продажи долей в этих компаниях Минфин рассчитывает выручить в рамках новой программы приватизации 883,5 миллиарда рублей, при этом только в 2011 году - 298 миллиардов рублей.
Таким образом, самая масштабная с момента прихода Путина к власти приватизация и рост налогового бремени в 2011-2013 годах дадут государству почти 2 триллиона рублей дополнительных доходов бюджета и сокращение дефицита бюджета минимум на один процент ВВП в год. При этом газета "Ведомости" указывает, что Минфин специально занизил объем средств, который он сможет выручить от продажи имущества. В действительности, если продать все активы, перечисленные государством, чиновники смогут заработать минимум 1,8 триллиона рублей.
Впрочем, страховался Кудрин не зря. Хотя источники Reuters и отмечали, что предложение Минфина "было рассмотрено и признано реалистичным", уже на первом этапе из списка приватизируемых компаний выпали такие гиганты, как "Транснефть" и РЖД. То, что в итоге останется от списка, скорее всего, и потянет на упомянутые Минфином 883,5 миллиарда рублей.
Ждать реального разгосударствления российской экономики наивно. Премьер-министр Владимир Путин недаром требовал устроить новую приватизацию таким образом, чтобы не допустить бесплатной раздачи государственной собственности. Это не только означает, что большую часть госимущества не продадут на дне рынка, но и то, что контрольный пакет в приватизируемых компаниях останется у государства.
В начале 1990-х годов под прикрытием термина "приватизация" была проведена уникальная по своей скорости смена общественного уклада в стране. Государство не особенно заработало на раздаче госактивов, но зато создало новую, хотя и кривоватую экономику. В начале 2010-х термин "приватизация" совершенно не нагружен сверхзадачами. Государству банально нужны деньги. Сейчас, а не завтра. И оно готово дать заработать на госимуществе завтра тем, у кого эти деньги есть сейчас.
Подобные приватизации, а фактически допэмиссии части акций на биржах, в России уже проводили с теми же "Роснефтью", Сбербанком и ВТБ. Для государства они были чрезвычайно успешны, что вряд ли можно сказать о тех, кто стал миноритариями этих компаний. Новая волна приватизации будет новым аттракционом от того же производителя: поездом, в котором так приятно ехать в горку, и так больно падать на спуске. И самое обидное, порулить этим поездом никто не даст.