Наука и техника
22:22, 27 июля 2010

Пережить катаклизм Предварительный обзор World of Warcraft: Cataclysm

Александр Амзин (журналист, независимый медиаконсультант)

В конце июня компания Blizzard Entertainment запустила закрытое бета-тестирование Cataclysm, третьего дополнения для многопользовательской игры World of Warcraft. С помощью Cataclysm компания переделала большую часть Азерота, игрового мира, которому не так давно исполнилось пять лет.

Сюжет, стоящий за Cataclysm, можно, упрощая, пересказать одним абзацем. Поверженный ранее злой дракон Смертокрыл возвращается из подземного царства. Его возвращение сопровождается катаклизмом - часть Азерота затоплена, часть пылает, что-то опустошено, а что-то, напротив, расцвело. Герои осваиваются в новых условиях, прыгают в подводные и подземные бездны, разделывают врагов и, в общем-то, все.

В Cataclysm существенно переделана игровая механика, добавлены три тысячи новых заданий, две дополнительные игровые расы (воргены и гоблины), появились новые игровые зоны и враги. Значительная часть всего этого будет доступна даже тем, кто не купил само дополнение. Старый знакомый Азерот исчезнет навсегда и для всех пользователей.

Это нехарактерный шаг для Blizzard и World of Warcraft. В прошлых дополнениях процентов 90 новых возможностей было доступно только тем, кто их купил. Огромная же "бесплатная" порция в Cataclysm означает, что любой игрок сможет опробовать дополнение, создав персонажа старой расы и пройдя им значительную часть игры.

Если же он затем купит дополнение, то ему захочется пройти остаток Cataclysm уже прокачанным персонажем, а затем проделать все это еще раз персонажем одной из новых рас. Добавьте пару зон для битв с другими игроками. На все это, можно быть уверенным, уйдет не один месяц. Безошибочный расчет.

Поезд почти ушел

Закрытая бета-версия World of Warcraft скорее "тянет" на альфу. На момент запуска половина зон была плохо проработана, а задания за новую расу, воргенов, обрывались на самом интересном месте. Во всех обновленных местах что-то глючило. Клиент игры раз в пару часов вылетал. Отчет об ошибках и недоработках приходилось отправлять для доброй трети заданий.

Подводная зона - Вайш'ир
Lenta.ru

Более того, в ходе тестирования разработчики внезапно переработали несколько важных игровых механизмов. Так, была проведена радикальная реформа талантов персонажа - способностей, которые он получает по мере развития. Некоторые обещанные новшества, вроде талантов для гильдий игроков или схемы развития персонажа "Путь Титанов", просто отменили. Словом, на ходу упростили все, что могли.

Все это вместе создавало ощущение суеты и вызывало обоснованные сомнения в том, что игру успеют привести в порядок до конца года. Разработчики явно отстают от графика, тем более что после закрытой "беты" надо отвести пару месяцев на открытую. Когда-то давно ходили слухи, что Cataclysm выйдет лишь в ноябре - теперь все больше походит на правду то, что это случится в декабре.

Не стоит, впрочем, думать, что дополнение не получилось. История рассказана замечательно, задания просто восхитительны, гоблины и воргены обладают ярко выраженными характерами, а игровые зоны перерисованы так, что по ним хочется просто гулять и разглядывать достопримечательности.

Сама игра стала гораздо красивее на современных и быстрее на старых компьютерах. Особенно удались подводная зона с гигантскими водорослями, а также сцена спасения на самолете от извержения вулкана. В остальном - если не отвал башки, то близко к тому. Впрочем, есть "но", и не одно.

Полному погружению иногда мешает то, что у разработчиков почти закончились крупные злодеи, знакомые по Warcraft. К примеру, даже история Смертокрыла не выдерживает никакого сравнения с судьбой знакомого по прошлому дополнению принца Артаса. О внезапно введенных в игру оборотнях-воргенах до Cataclysm вообще было мало что известно.

Таких примеров много. Представьте, что вы читали учебник по истории России для пятого класса, он закончился, и вам выдали следующий, для шестого, но с историей смежного государства - тоже интересной, но лишь местами схожей с нашей, например Польши.

В Cataclysm вообще много интересных нюансов. Например, там нет единого стиля, как в предыдущих дополнениях. Действительно, в Burning Crusade были толпы демонов, а в Wrath of the Lich King - целые армии мертвецов. В Cataclysm царит разнообразие. Надо думать, это сделано для того, чтобы угодить всем геймерам . В конце концов, им предстоит провести не один месяц в исследовании нового мира и сравнении его уголков со старыми.

Другой нюанс - для полноценной игры в Cataclysm надо не только купить, но и пройти предыдущие дополнения. В World of Warcraft: Cataclysm персонажа можно прокачать до 85 уровня. В изуродованном катаклизмом Азероте героя развивают с 1 по 60 уровень, а также с 81 по 85. Разрыв закрывают два других дополнения, прокачивающих персонажа с 61 по 70, а затем и с 71 по 80 уровень. А ведь они ничуть не изменились и по-прежнем требуют как минимум пары недель на прохождение.

Циничное убийство времени

Главный ресурс в многопользовательских играх с абонентской платой - это время, потраченное на прохождение игроками, от этого напрямую зависит выручка. В течение нескольких недель, редко месяцев самые хардкорные игроки проходят основную часть нового дополнения. Еще через несколько месяцев их догоняют те, кто играет по полчаса в день.

Проходит еще какое-то время, и пользователям становится скучно. Они ходят в рейды на сложных боссов, находят утешение в специально организованных соревновательных сервисах вроде битв на аренах и полях сражений, но в конце концов отменяют подписку.

Считается, что время жизни многопользовательской игры составляет около восьми лет. Это значит, что у World of Warcraft есть еще года три, а то и меньше. Раньше аудитория игры активно росла, однако последний раз Blizzard называла число подписчиков в конце 2008 года. Тогда их было 11,5 миллиона. Можно предположить, что с тех пор аудитория либо осталась прежней, либо уменьшилась, иначе компания не преминула бы похвастаться 12, 13, 15 миллионами пользователей.

Cataclysm - это беспрецедентный план Blizzard по спасению игры от усталости и лени пользователей. Он, надо думать, сработает гораздо лучше традиционных писем с просьбами вернуться, которые рассылают забросившим их игры геймерам конкуренты Blizzard. Cataclysm и его новая модель переделки мира позволит перебросить мостик к многопользовательской игре следующего поколения, которую компания разрабатывает с 2007 года.

Толком про эту игру ничего не известно. По слухам, в ней присутствует научно-фантастический элемент, а мир гораздо более дружелюбен к изредка заглядывающим в него пользователям. Последнее очень важно для расширения аудитории. Тут стоит отметить, что на World of Warcraft Blizzard потратила около 100 миллионов долларов, а заработала более миллиарда. Страшно подумать, сколько может принести новый проект.

Ориентировочная дата выхода новых игр Blizzard никогда не называется. Впрочем, ходили слухи, что следующий многопользовательский проект компании появится в 2013 году. Это означает, что Blizzard, пообещавшей ежегодно выпускать дополнения к World of Warcraft, нужно будет выпустить еще два. Например, переделки и расширения уже существующих.

Другими словами, еще несколько лет - будь это Cataclysm или нет - нам будут скармливать те же приключения, только вид сбоку. Полностью новый мир игрокам предложат, когда старый закончится.

< Назад в рубрику