Отличительной чертой международного авиасалона Фарнборо-2010 стало практически полное отсутствие военных контрактов - в условиях кризиса большинство стран мира сократили оборонные бюджеты, за счет которых и осуществляется покупка нового вооружения. Впрочем, авиасалон все равно выдался интересным - на нем можно было посмотреть реплики и оригиналы самолетов Второй мировой войны, а также новую технику, принятую или же принимаемую на вооружение.
В 2010 году на авиасалоне преобладали гражданские контракты - хорошо продавались Sukhoi Superjet 100, Airbus A380 и Boeing 787 Dreamliner. Военные же, посетившие авиасалон, вяло осматривали представленную экспозицию, прохладно интересовались тактико-техническими характеристиками беспилотников и грустными взглядами провожали уносящиеся вдаль истребители, принимающие участие в летной программе - поглядеть можно, а денег, чтобы купить, не хватает.
По грубым подсчетам организаторов выставки, общая сумма контрактов, заключенных на Фарнборо, составила 47 миллиардов долларов. Значительную долю этих средств положили в карман крупнейшие в мире авиастроительные концерны Airbus и Boeing. Для сравнения, в ходе прошлого авиасалона, проходившего в 2008 году, участникам удалось продать свою продукцию на общую сумму в 88,7 миллиарда долларов. Тогда глобальный финансово-экономический кризис еще только набирал силу, а рост цен на авиакеросин подстегнул спрос - компаниям оказалось выгоднее покупать новые самолеты, потребляющие меньше топлива.
Израильское изобретение представляет собой сочетание нескольких цветных информационных дисплеев, главным из которых является большой мультисенсорный экран, способный выводить информацию со всех бортовых систем. Пилот может самостоятельно выбирать сведения, выводимые на дисплей. Контрактов на поставку новинки заключено не было, но, по данным Elbit Systems, компания уже начала переговоры с тремя неназванными производителями авиационной техники.
Американская компания Raytheon развлекала посетителей своего стенда видеозаписями с испытаний нового боевого лазера CIWS, испытания которого проводились в мае 2010 года. Это оружие способно сбивать самолеты и беспилотники, летящие на разных высотах и дальностях. Любопытной особенностью устройства является его способность поражать цели над морем, на что пока не способны другие лазеры. Во всяком случае, Raytheon объявила, что успешные испытания CIWS проводились именно над морем - максимальная дальность уничтожения беспилотника составила 3,2 километра.
В свою очередь пакистанская компания Pakistan Aeronautical Complex пригнала на авиашоу два новых боевых самолета JF-17 Thunder, созданных совместно с Китаем. Пакистан рассчитывает активно экспортировать эти самолеты и даже, по некоторым данным, договорился с Россией о реэкспорте двигателей РД-93 стоящих на истребителях. Впрочем, контрактов на поставку JF-17 заключено не было. Были только продолжены вялотекущие переговоры с Египтом о продаже самолетов и открытии их совместного производства.
Из новинок на Фарнборо-2010 можно было также увидеть разведывательный беспилотник Anka ("Феникс"), созданный турецкой компанией Turkish Aerospace Industires. Выкатка этого аппарата состоялась за несколько дней до начала работы британского авиасалона - 16 июля. В тот же день был впервые запущен двигатель беспилотника. Планирует ли Турция поставлять свой аппарат на экспорт, пока неизвестно. Во всяком случае в ходе Фарнборо турецкая компания купить Anka никому не предлагала.
Между тем, воздушное пространство Великобритании рассекали Messerschmitt Bf 109, Fiat G.46, Hawker Hurricane и даже тяжелый бомбардировщик Vickers Vimy. Эти самолеты отметились во время войн начала XX века. Вместе с ними публику развлекали вполне современные Lockheed Martin F-22 Raptor, A400M, которому Airbus присвоило звучное имя "Гризли", Saab JAS-39 Gripen NG, Alenia Aermacchi M-346 Master, Boeing F/A-18E Super Hornet и даже индийские вертолеты HAL Dhruv.
Второй раз на Фарнборо выступал британский стратегический бомбардировщик Avro Vulcan, давно списанный, но вернувшийся из небытия усилиями фонда по сохранению авиации. Самолет на вооружение повторно принят не был, но был тщательно отремонтирован и возвращен в пригодное к полетам состояние. По слухам, на следующем Фарнборо будет участвовать еще один британский бомбардировщик V-серии - Handley Page Victor. Впрочем, уверенности в этом нет.
В "бумажном" варианте на Фарнборо-2010 были представлены истребители Су-35, МиГ-35, МиГ-29СМТ, Су-32 и традиционный уже Су-30МК, вертолеты Ка-52, Ми-35М, Ка-60, Ми-171Ш, Ми-26, а также учебно-боевые самолеты Як-130. Перспективный российский истребитель Т-50 (ПАК ФА) на авиасалоне представлен не был вообще - его планируют показать на подобном мероприятии лет через пять-шесть, когда начнется поставка серийных самолетов ВВС России. Впрочем, российским авиалюбителям повезет больше - по словам генерального директора компании "Сухой" Михаила Погосяна, ПАК ФА покажут уже на МАКС-2011.
Вообще без новостей от российской оборонки на Фарнборо не обошлось. Например, стало известно о "молниеносном" (так его окрестил "Рособоронэкспорт") контракте с Перу, чьи военные купили шесть транспортных вертолетов Ми-171Ш и два ударных - Ми-35П. Сумма сделки оценивается в 250 миллионов долларов. "Молниеносной" эта сделка была названа потому, что переговоры о покупке вертолетов между ВВС Перу и "Рособоронэкспортом" начались в апреле 2010 года и завершились спустя каких-то четыре месяца. Первые машины Перу получит до конца текущего года, а полностью поставка завершится в 2011-м.
Кроме того, заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Александр Фомин рассказал, что Россия продала Вьетнаму и Алжиру 36 истребителей Су-30МК2 и Су-30МКА. В частности, Вьетнам купил 20 Су-30МК2, видимо, вдобавок к уже купленным в феврале 12 таким же самолетам. Сумма сделки неизвестна. В феврале самолеты и вооружение для них обошлись Вьетнаму в миллиард долларов. В свою очередь, Алжир купил 16 Су-30МКА, которые будут переданы стране в 2011-2012 годах.
Однако самой интересной новостью с российского "фронта" стало заявление первого заместителя министра обороны России Владимира Поповкина об увеличении объема финансирования госпрограммы вооружений на 2011-2020 годы. Изначально планировалось, что на программу из бюджета будет потрачено 13 триллионов рублей. Теперь же речь идет о сумме в 20 триллионов рублей. Впрочем, этих денег все равно не хватит на осуществление всех планов Министерства обороны, которое настаивало на финансировании в пределах 28-36 триллионов рублей.
По словам Поповкина, средства в рамках госпрограммы вооружений будут направлены на покупку примерно тысячи вертолетов различного типа, причем особое внимание будет уделено тяжелым транспортным машинам. Кроме того, с 2013 по 2015 годы будут закуплены десять перспективных истребителей пятого поколения Т-50. С 2016 года Министерство обороны России планирует купить еще 60 таких машин. Деньги также будут потрачены на транспортники Ил-112, Ил-476, Ил-76МД, АН-70, а также модернизированную технику для сухопутных войск.
Pratt & Whitney получила контракт ВВС США на поставку двигателей F100-PW-229 EEP для истребителей F-16 Fighting Falcon ВВС Марокко. Сумма сделки составила 145 миллионов долларов. Контракт на поставку Марокко 24 истребителей F-16 был заключен между ВВС страны и ВВС США в 2008 году. Когда именно Марокко получит первый самолет, пока неизвестно - в настоящее время ВВС страны занимаются выбором дополнительных опций для истребителей.
Между тем, компания Rockwell Collins получила контракт концерна Boeing на модернизацию самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления E-3 Sentry, принадлежащих США и НАТО. Работы будут произведены в общей сложности на 50 самолетах - 33 E-3B/C ВВС США и 17 E-3A ВВС НАТО. Rockwell Collins займется модернизацией бортового оборудования машин, в результате чего самолеты получат возможность обмениваться информацией между собой, а также с другими войсками США и НАТО.
В ходе британского авиасалона командование итальянской армии купило у компании AAI разведывательные беспилотники RQ-7 Shadow 200 за 51 миллион евро. Всего итальянская армия должна получить четыре беспилотных аппарата, поставка которых начнется в 2011 году. Производством самих беспилотников будет заниматься американская компания, в то время как некоторые компоненты Shadow 200 будут выпускать итальянские компании, включая RIGEL.
ВВС Бразилии и национальная компания Embraer подписали соглашение о намерениях, в котором военные высказали пожелание купить 28 перспективных военно-транспортных самолетов KC-390. Согласно документу, первый самолет должен быть передан военным в 2016 году. По словам президента Embraer Фредерико Курадо, контракт на покупку KC-390 может быть заключен в ближайшие три года.
Весьма интересной новостью на Фарнборо-2010 стало торжественное объявление Департамента торговли и инвестиций Великобритании (UKTI), подведшего итоги военного экспорта страны в 2009 году. По данным ведомства, в прошлом году Великобритания поставила на внешние рынки вооружений и военной техники на 7,2 миллиарда фунтов стерлингов (11 миллиардов долларов), заняв 20 процентов рынка и второе по объемам поставок место после США. Военный экспорт Великобритании по сравнению с 2008 годом увеличился на 70 процентов.
По данным британской Организации по обороне и безопасности (подразделение UKTI), первое место в мире по экспорту вооружений и военной техники занимают США, второе - Великобритания, а третье - Россия. Во всем мире наибольшим спросом пользуются авиационная техника, техника противовоздушной обороны и вооружение для сухопутных войск. Пока британские чиновники радовались росту военных поставок, происходившего вопреки кризису, скептики высказывали сомнения в правильности подсчетов UKTI.
В частности, по данным Стокгольмского исследовательского института мира (SIPRI), по объему экспорта вооружений Великобритания в 2009 году заняла лишь пятое место. В SIPRI подсчитали, что доля США на мировом рынке вооружений в прошлом году составила 30 процентов, России - 24 процента, Германии - 11 процентов, Франции - восемь процентов, а Великобритании - четыре процента. Следует пояснить, что SIPRI, производя подсчеты, учитывает не только стоимость, но и физические объемы поставок вооружений, из-за чего оценки института сильно разнятся с данными официальных ведомств.
Впрочем, не так уж и важно, как обстоят дела с британским военным экспортом на самом деле. Даже если UKTI и завысило несколько оценку показателей, простить департаменту это можно. Все таки Великобритания - хозяйка Фарнборо. Так почему бы и не похвастаться.