В июльском выпуске Лента.Ру оценивает прощальный альбом "Агаты Кристи", симфо-пластинку Стинга, юбилейный опус от Тома Джонса, второй диск девичьей поп-группы The Pipettes, дебютную запись нового проекта экс-лидера The Verve Ричарда Эшкрофта, а также документальный фильм о канадском прогрессив-рок трио Rush.
10 июля 2010 года концертом на фестивале "Нашествие" в Тверской области завершилась история легендарной екатеринбургской рок-группы "Агата Кристи". В тот же день вышел финальный альбом "Эпилог", после чего братья Вадим и Глеб Самойловы пожали друг другу руки и разошлись в разные стороны. Распад прошел без истерик и скандалов, взаимных обвинений и обид, что называется, по-взрослому, и был обставлен с помпой и расстановкой - прощальное турне, в ходе которого "Агата" объездила на радость многомиллионной армии своих поклонников полстраны, продлилось около года.
В связи с уходом в самом расцвете сил (коллективу всего 22 года) популярность набрала версия о том, что братьев Самойловых якобы рассорили их политические воззрения. Вадим, де, конформист, член Общественной палаты и вообще альбомы с Сурковым записывает, а Глеб же ярый оппозиционер, анархист и с властью брататься не собирается. Поэтические подтверждения этому - типа "И над Кремлем, Пентагоном, Рейхстагом // Я буду размахивать флагом // Они решат, что это атака // А мне уже не надо ничего" - находят и на последнем альбоме. Можно вспомнить еще одну всеми любимую теорию заговора, что все великие группы распались из-за женщин.
Но, кажется, реальность выглядит несколько иначе. Вслушиваясь в "Эпилог", стартующий много объясняющей фразой "Приди ко мне, уныние", понимаешь, насколько стала безжизненна и беспомощна некогда самая популярная группа страны (А в любви к "Агате" начала 90-х признаться совсем не стыдно. Альбомы "Позорная звезда" и "Opium" отличны без всяких скидок!). "Агата Кристи" нулевых глубоко погрязла в графоманстве (см. строчки "Сосите люди леденцы", "Мышцы сердца коченеют // Подойди, я подогрею", "Она везет меня домой // О Боже мой", "А по дороге дороги манят", далее везде), самоповторах, занудстве, безысходности, мрачняке и негативе. Вдохновенные, невымученные произведения, не говоря уже о настоящих хитах, отсутствуют на пластинке как класс. К звуку, конечно, не придерешься (продюсерский талант Вадима Самойлова, который помимо "Агаты" успешно писал и аранжировал Nautilus Pompilius, "Чичерину", "Смысловые галлюцинации" и других, никто не отменял) - за исключением того, что он на потребу молодежи приближен к популярной эстетике эмо и готов. Самойловы всегда успешно, умышленно или невольно, мимикрировали, что и теперь удачно вписываются в поколение Гай Германики (или же всегда было наоборот?!).
В общем, "Эпилог" настолько уныл (призывы уныния не проходят даром), что распад "Агаты" выглядит единственным возможным способом для братьев вырваться из этого порочного круга, выйти за рамки, сбросить груз прошлого, разрушить свои образы и начать все с чистого листа. Сами же и поют: "Вариантов, сука, ноль".
Прокручивая в плеере новый опус Гордона Самнера, ваш покорный слуга невольно вспомнил одну из давних песен Чижа, которого обожал в юности. (И в этом мне тоже ничуть не стыдно признаться! В прошлом году по внезапному зову сердца я даже выбрался на один из его концертов в обшарпанный окраинный ДК, что было по-своему смешно и трогательно.)
"Позволь мне рассказать о том, как идут дела, новости какие в нашем маленьком городке", - как бы говорит нам Стинг в предисловии к своему ретроспективному альбому, записанному с симфоническим оркестром (название, как несложно догадаться, является игрой слов, отсылающей к диску "Synchronicity"). Сами понимаете, какие новости в провинциальном захолустье - из вчерашних газет, говоря сетевым новоязом, бояны. Вот и Стинг, даром, что совсем не маленький и не провинциальный, принимается в сотый раз пересказывать свое творчество и подвиги в великой группе The Police. Тут тебе и "Next To You", и "Every Little Thing She Does Is Magic", и обязательная "Roxanne", и сольные "Englishman In New York" с "When We Dance" и "I Hung My Head". А на концертах, с коими в рамках тура маэстро доберется и до России, и того больше: "If I Ever Lose My Faith in You", "Russians", "Shape of My Heart", "Fields Of Gold", "Fragile", "King Of Pain", "Every Breath You Take", etc. Одним словом, the very best of the greatest hits, которые всегда можно услышать на любом другом выступлении Стинга.
Что до "свежей" и "оригинальной" идеи увековечить свои нетленки в симфонических аранжировках, которой только ленивый еще не воспользовался, то тут, конечно, "до нас всегда доходит с опозданием на несколько лет". Если смотреть правде в глаза, ничего принципиально нового эти симфоверсии в оригиналы не привнесли. В общем, "никаких волнений – все спокойно, как болото в лесу, никаких врагов, зато и никаких друзей". А это уже диагноз.
Выходу этого альбома Тома Джонса предшествовала очень неприятная история. В прессу попала личная переписка боссов его лейбла Island Records. В коей один из вице-президентов компании, некто Дэвид Шарп охарактеризовал свежеотслушанный диск как сборник религиозных гимнов и молитв и вообще неудачную шутку. Дескать, мы-то ждали от автора "Sex Bomb" и "Mama Told Me" чего-нибудь заводного для молодежи, а вместо "Мерседеса" получили катафалк. Ситуация усугублялась тем, что "Praise & Blame" стал своеобразным подарком сэра Тома самому себе на 70-летие. Естественно, лейблу пришлось публично извиняться за неосторожные слова функционера, чтобы успокоить не на шутку разозлившегося ветерана.
В честь юбилея Джонс решил, так сказать, припасть к своим корням и вспомнить песни других артистов, которые вдохновляли его в молодости. Помимо фолковых и блюзовых стандартов певец переработал творения Боба Дилана, Джона Ли Хукера, Билли Джо Шейвера, Сьюзан Вернер и Джесси Хемфилл. Очевидно, Дэвид Шарп "Praise & Blame" до конца не дослушал, поскольку на диске наряду с умиротворенными госпелами хватает и вполне себе бодрых рок-н-роллов. А эффект от пластинки точно такой же, как от схожих с ней по настроению и концепции последних кавер-альбомов Джонни Кэша или, например, диска Роберта Планта с Элисон Краусс "Raising Sand" - вроде бы все это раньше уже слышал, но так спеть никто другой не сможет.
Документальный фильм "Rush: Beyond the Lighted Stage", снятый режиссерами Скотом Макфайденом и Сэмом Данном, стал первой биографической работой, рассказывающей о 42-летней истории канадского прогрессив-трио в составе Гедди Ли, Алекса Лайфсона и Нейла Пирта. Книги про группу писали и немало, а вот фильмов пока не снимали. Но надо сказать, что авторы картины с лихвой восполнили этот недостаток - критики в один голос заявили, что режиссерам удалось в отведенные полтора с лишним часа по максимуму представить все этапы становления Rush.
В картину было приглашено множество музыкальных и не совсем музыкальных персонажей, которые в той или иной степени ощутили на себя влияние музыки канадских виртуозов. Это и участники групп Pantera, Metallica, The Smashing Pumpkins, Kiss, Foo Fighters, Rage Against The Machine, Nine Inch Nails, и подвизающийся на поприще рок-музыки актер Джэк Блэк, и один из создателей South Park Мэтт Стоун. Каждый из них поделился какой-то своей историей, связанной с Rush, будь то совместные гастроли (Джин Симмонс) или первое прослушивание "Limelight" в собственном подвале (Билли Корган).
Интересно было посмотреть и послушать и откровения родителей главных героев фильма, поведавших о том, как Нейл Пирт получил свою первую ударную установку, или о том, что музыка Rush произвела мало впечатления на мать Гедди Ли, предпочитающую в силу своего возраста, например, Пери Комо. Любителям раритетов в фильме явно понравятся съемки рок-н-ролльных канадских тусовок конца 60-х - начала 70-х годов с участием совсем еще "зеленых" музыкантов группы.
Внушительная часть фильма посвящена переломному моменту в истории коллектива - периоду с 1996 по 2000 годы, когда после личной трагедии (у него скончались жена и дочь) Нейл Пирт полностью отошел от музыки. Гедди Ли признается в фильме, что без одного из трио Rush никогда бы не смогли существовать далее, но Пирт смог вернуться. И теперь 50-летние фаны приводят на концерты группы своих детей и даже внуков. А 57-летний Алекс Лайфсон на вопрос: "что заставляет вас до сих пор заниматься музыкой?" - отвечает "Chicks!". Все гениальное просто, однако. (Петр Бологов)
Четыре года назад круче девичьей группы, чем The Pipettes, а попросту "Пипетки", было не сыскать. Трио смазливых барышень из английского Брайтона в платьицах в горошек, с сознательным и даже не "довольно хилым" закосом под ретро покорило всех своими разудалыми и провокативными рок-н-роллами на тему взаимоотношений полов. Поп-песенки про грязные мыслишки и бесполезные поцелуи на дебютном диске "We Are The Pipettes" были очень умело спаяны со старомодной эстетикой групп типа The Ronettes небезызвестного Фила Спектора, ныне отбывающего срок за убийство актрисы. В чем-то "Пипетки" даже предвосхитили мировой успех Эми Уайнхаус.
Увы, проект оказался не таким жизнестойким, хотя изначально был продюсерским и, казалось бы, работал по четкому бизнес-плану. Видимо, законы шоу-бизнеса, проецируемые на инди-сцену, не срабатывают. Со временем все девицы из оригинального состава разбежались кто куда, и сейчас группа представляет собой лишь дуэт двух сестер Гвенно и Ани Саундерс. Да и ретро-эстетика 60-х ко второй пластинке группы "Земля против пипеток" вся повыветрилась, хотя цепкие мелодии на альбоме пока еще встречаются. Нынешние The Pipettes берут за основу фанк 70-х и поп 80-х, вторгаясь на ниву, которую возделывает, например, популярное петербургское женское трио Pep-see. Правда, "пипетки" куда меньше лихачат и оригинальничают, а у наших веселого беспредела хоть отбавляй.
Когда мне говорят, что Том Йорк зануда, я только улыбаюсь в ответ. Ведь всегда есть к чему стремиться. Вот, например, была в свое время в Великобритании дико популярная группа The Verve. В начале 90-х они играли модный шугейз и были никому не нужны, поскольку рядом с ними творили такие титаны, как My Bloody Valentine, Ride и Slowdive. Помыкавшись, коллектив принял на веру старый - новый музыкальный вектор братьев Галлахеров aka брит-поп и преуспел. 1997-й можно с уверенностью назвать годом The Verve, их пластинки "Urban Hymns" и главного сингла "Bitter Sweet Symphony" со стыренным у "роллингов" сэмплом и клипом, в котором солист группы, пижон-пролетарий Ричард Эшкрофт бредет по мостовой, бесцеремонно расталкивая плечами каждого встречного. Позже выпавший на долю коллектива успех пижон решил ни с кем не делить и начал сольную карьеру, заделавшись едва ли не поп-артистом, распевающим "песни для влюбленных". В 2008-м Эшкрофт возродил The Verve на один альбом, а затем уже в третий и, надеюсь, последний раз распустил группу и основал проект с неудобоваримым названием RPA & The United Nations Of Sound.
Так вот, товарищ Эшкрофт – это самый натуральный образец музыкального занудства. Несмотря на кажущееся жанровое разнообразие. Если прислушаться, большинство его творений чересчур монотонны и редко когда ускоряются и выбиваются за пределы простых трехаккордовых структур (да, в свое время "Горько-сладкая симфония" попала в точку, но раз за разом одна и та же история уже не прокатывает). То же самое с "Объединенными нациями звука", пускай вечно гнусавый Ричард и стремится на этот раз скрыть это под личиной шестидесятнического ретро-веселья. Под таким соусом это даже стало походить на какую-нибудь религиозную секту, где фанатики из песни в песню истово выводят банальную истину, что музыка - универсальный язык, который нас объединит, так давайте же петь, танцевать и веселиться. Так что Тому Йорку еще спасибо можно сказать.