Культура
14:27, 29 июля 2010

Начо Иванович Главного хореографа Испании переманили в Россию

Кирилл Головастиков

В российском балетном мире - сенсация. Начо Дуато, крупнейший хореограф Испании и один из пяти крупнейших во всем мире, перебирается в Петербург, чтобы стать худруком балетной труппы Михайловского театра. Контракт заключен на пять лет с правом последующего продления и вступит в силу с 1 января 2011 года. СМИ уже вспомнили, что "предшественником" Дуато, последним иностранцем, возглавлявшим балетную труппу в России, был сам Мариус Иванович Петипа. С того времени прошло 100 лет.

Хуан Игнасио Дуато Барсиа, он же Начо Дуато, родился в 1957 году. Он учился у Мориса Бежара, в главной британской балетной компании Rambert и в нью-йоркской школе Элвина Эйли, чернокожего реформатора танца. Работал под руководством Биргит Кульберг в Швеции и Иржи Килиана в Голландии. Национальный балет Испании Дуато возглавил в 1990 году (после Майи Плисецкой), проработав там, таким образом, ровно 20 лет. Россия была мало знакома с творчеством Дуато: в начале 1990-х испанская труппа ненадолго приезжала на гастроли, а в 2009 году Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко поставил одноактный балет Na Floresta. Летом 2010 года, в преддверии объявления о контракте с Михайловским, Дуато привез в Москву на Чеховский фестиваль спектакли "Бесконечный сад" и "Многогранность. Формы тишины и пустоты". Последний балет - один из немногих, в которых Дуато по сей день сам выходит на сцену, исполняя роль Хореографа; в 2000 году за "Многогранность" он получил премию "Бенуа де ла данс".

Что Начо Дуато покидает Национальный театр танца Испании, было известно давно. Приехав на Чеховский фестиваль, он жаловался "Московскому комсомольцу": "30 июля... я прощаюсь со всеми танцорами и не знаю, что далее будет происходить со мной, с Национальным балетом. В Испании властям больше нравится футбол, и они не слишком уважают творческих людей. Я это уже говорил и я еще раз повторю: министерству культуры Испании совершенно наплевать на танец... Я дам объявление в газету: 'Известный хореограф ищет работу'". Как видно, гендиректор Михайловского театра, бизнесмен-меценат Владимир Кехман ловко воспользовался последствиями кризиса в Испании (и, шире, в Европе), в частности - урезанием финансирования культурной сферы. Теперь остается надеяться, что за пять лет в Питере Дуато не разочаруется в России, как разочаровался в своей родной стране.

Самое интересное сейчас - это, конечно, как авторский, харизматичный балет Начо Дуато будет уживаться с классической русской школой. Пока известно немногое: на пресс-конференции хореограф отговорился тем, что не видит тут противоречия и что современный репертуар с классическим будут сосуществовать и вместе развиваться. По данным "Коммерсанта", в Петербург вместе с Дуато приедут его репетиторы и несколько солистов, однако ядром будущих постановок станут все же российские танцоры, которым испанец взялся показать свое видение современного балета. Для этого в программу Академии имени Вагановой планируется включить курс современного балета. Кроме того, в Михайловском организуют регулярный фестиваль современного танца: первый уже назначен на 14-27 марта 2011 года. Тем не менее, обозреватель "Коммерсанта" видит проблему в том, что одним и тем же артистам придется и учиться новому языку танца с Дуато, и одновременно танцевать в классических постановках.

Фото Ленты.Ру со спектакля "Бесконечный сад"
Lenta.ru

Как передает РИА Новости, Дуато пообещал, что в течение первого года не будет приглашать в Михайловский сторонних хореографов, а будет ставить только сам. "Но потом, конечно, мы будет приглашать таких хореографов, как Килиан, Форсайт", - сказал он. Покидать Петербург надолго испанец не собирается: "Балеты, которые я уже запланировал поставить в Москве или в других странах, будут ставить мои педагоги". Труппу новому руководителю уже представили - Дуато мог познакомиться с танцорами еще в июне, когда по приглашению Владимира Кехмана посетил премьеру балета "Лауренсия". Гендиректор Михайловского театра выразил надежду на то, что в театре удастся оставить и нынешнего главного балетмейстера Михаила Мессерера, который, в частности, сумел выгодно представить труппу на гастролях в Лондоне.

Еще не начав работать в Петербурге, Начо Дуато уже зарядил российский балетный мир оптимизмом - поэтому пока не хочется думать, что будет, если "испанский" проект Михайловского театра обернется неудачей. Оснований верить в лучшее гораздо больше; возможно, работать в России Дуато поможет его опыт интерпретации прозы Чехова в спектакле "Бесконечный сад". "Конечно, я никогда не смогу понять Чехова, как вы, его душу. Я - испанец, но я хотел сделать свое маленькое посвящение ему, сказать спасибо за все, что он написал", - говорил хореограф перед премьерой. И вам спасибо, сеньор Дуато.

< Назад в рубрику