Россия
20:18, 5 августа 2010

Чужого не надо Москва и область делят Химкинский лес

Ярослав Загорец

Территориально самый известный в России лес - Химкинский - находится на территории Московской области. К области относятся и сами Химки, которые, впрочем, уже давно превратились в некое подобие одного из столичных районов. В этой близости много плюсов, однако есть и минусы. Когда какое-нибудь громкое дело принимает скандальный оборот - как в случае с Химкинским лесом - тут же начинается "перевод стрелок" из столицы в область. В химкинском случае к этому добавилась еще и полная неразбериха с тем, кто во всей этой истории главнее - московская милиция или все-таки подмосковные органы правопорядка.

Все знают, что Химкинский лес хотят прорубить насквозь, чтобы проложить через него новую платную трассу из Москвы в Санкт-Петербург. Трасса будет широкая, скоростная и удобная - иначе зачем было бы ее строить. Востребованность этой дороги не подлежит сомнению, а вот скандалы, которые уже несколько лет преследуют строительство, раскололи власть и общество - по крайней мере, ту его часть, что сейчас борется за сохранение Химкинского леса.

Идея строительства скоростного шоссе родилась в начале двухтысячных в Кремле. В 2006 году министерство транспорта выпустило приказ о создании новой трассы, которую, уже указом губернатора Подмосковья Бориса Громова, разрешалось проложить через Химкинский лес. Главе городского округа Химки Владимиру Стрельченко тем же указом рекомендовалось содействовать в разработке проектов планировки территорий строительства, что он и сделал, подтвердив своим распоряжением строительство трассы через лес.

В конце 2008 года, правда, Стрельченко отменил свое распоряжение, однако тому было вполне понятное объяснение - на носу были выборы мэра города. Которые Стрельченко успешно выиграл, благополучно сохранив свой пост. После чего подготовка к строительству трассы, естественно, продолжилась - по обновленному проекту.

При этом администрация Химок всегда занимает очень удобную позицию - заслышав очередные обвинения в варварской вырубке леса, она неизменно отвечает одно и то же: трасса федеральная, лес находится на федеральной земле, поэтому власти города никакой ответственности за происходящее не несут. Логика железная - действительно, раз лес является частью лесозащитного пояса Москвы и является федеральной территорией, то какое отношение к нему имеют Химки кроме названия?

Последний раз эта "мантра" прозвучала 28 июля, когда на здание администрации Химок напала группа агрессивной молодежи, которая под лозунгами о защите Химкинского леса разбила в здании мэрии окна и исписала стены. Сообщение, размещенное после этого на официальном сайте города, было полно праведного гнева: "Почему нападение было совершено именно на администрацию округа, которая не имеет отношения к решению федеральных властей строить трассу и не может повлиять на руководство страны".

Вскоре вопрос, кто за что отвечает, возник вновь - теперь уже с точки зрения территориальной принадлежности правоохранительных органов. Особо здесь отличилась подмосковная милиция, которая даже не попыталась помешать шествию толпы радикалов через центр Химок, но зато в дальнейшем действовала как известной поговорке про дурака, молитву и расшибленный лоб.

Напомним, 28 июля примерно 500 антифашистов, анархистов и макюзеров собрались на Трубной площади в Москве, после чего спокойно доехали до "Петровско-Разумовской", откуда отправились в Химки. Московская милиция не только не попыталась остановить этих людей, но и не сообщила о "гостях" своим химкинским коллегам, хотя толпа своих намерений не скрывала. В Химках она также не встретила никаких барьеров - не считая одного-единственного милицейского автомобиля, сбежавшего от молодых людей, едва завидев их на своем пути.

Надо отдать милиции должное - довольно быстро ей удалось оправиться от такого неожиданного вторжения, после чего вся мощь защитников закона обрушилась на мирных экологов, спокойно сидевших в Химкинском лесу, а также на оппозиционеров, излишне увлеченных "Твиттером".

Благодаря им день рождения одного из этих оппозиционеров - редактора сайта BesTToday Виталия Шушкевича (известного под ником berillii) закончился для него и его гостей принятием горячо любимой ОМОНом позиции "мордой в асфальт". Дело в том, что Шушкевич имел неосторожность заснять погром в Химках на видео и выложить его на YouTube, а также бурно обсуждать происходящее в Подмосковье в своем "Твиттере". В милиции это, видимо, сочли верным признаком причастности Шушкевича к организаторам акции, в честь чего на празднование его дня рождения был направлен автобус ОМОНа. После нескольких часов (в случае с гостями праздника) и ночи (в случае с Шушкевичем), проведенных в ОВД "Таганское", выяснилось, что Шушкевич проходит по делу о химкинском погроме всего лишь как свидетель.

Задержание Евгении Чириковой у пресс-центра в Москве. Кадр "Грани-ТВ"
Lenta.ru

Все бы ничего - к беспричинной жестокости милиционеров по отношению к мирным гражданам все давно привыкли, только вот день рождения Шушкевич праздновал в центре Москвы, а захватывать его приехали доблестные бойцы подмосковного ОМОНа, что по меньшей мере странно. Более того, вскоре после того, как его друзья были с извинениями отпущены, Шушкевича скрутили и повезли в Химки, где, собственно, и ведется следствие по делу о нападении на администрацию. Журналистов, звонивших в ГУВД Москвы по поводу этого задержания, дежурные "отфутболивали" к ГУВД Московской области, продемонстрировав святую неосведомленность о происходящем.

Спустя несколько дней в Москву приехали сотрудники Следственного управления при ГУВД Московской области, которые изъяли из редакции газеты "Коммерсант" фотографии и другие материалы, касающиеся нападения на администрацию Химок. Те же мероприятия прошли и в редакции сайта "Свободная пресса". А 4 августа подмосковный ОМОН снова нагрянул в столицу - и снова для задержания "опасного свидетеля", в роли которого на сей раз выступила лидер защитников Химкинского леса Евгения Чирикова.

Спецоперация по задержанию Чириковой (на языке милиции - "привод") прошла образцово-показательно: хрупкую мать двоих детей в считанные секунды грубо скрутили четверо скуластых спецназовцев, которые не постеснялись журналистов, видевших все это своими глазами. Задержание произошло вскоре после пресс-конференции, которую Чирикова давала в центре Москвы (естественно, посвященной Химкинскому лесу), поэтому журналистов вокруг собралось немало. Что не смутило милиционеров, которые запихнули ее в "девятку" без номеров и увезли в неизвестном направлении.

В ГУВД Москвы снова были вынуждены открещиваться от своих буйных коллег. Как заявил вскоре после задержания начальник управления информации и общественных связей ГУВД Москвы Виктор Бирюков, столичная милиция не имела к задержанию Чириковой никакого отношения - все вопросы к ГУВД Московской области.

В Подмосковном ГУВД вскоре объяснили задержание Чириковой тем, что она якобы без уважительных причин не приходит к следователю по повесткам о допросе. Что странно - по словам самой активистки, по повесткам она приходит регулярно, хотя по интересующему милиционеров делу о нападении на администрацию Химок сказать ничего не может - в тот вечер она находилась в лесу, где экологи несут постоянное дежурство.

Позже начальник пресс-службы подмосковной милиции Евгений Гильдеев в беседе с "Коммерсантом" признал, что омоновцы при задержании Чириковой перестарались: "С личным составом был проведен инструктаж, милиционеры должны были избегать каких-то показных действий". Однако надежда на то, что в ближайшее время что-то в сознании милиционеров поменяется, довольно призрачна - официальные лица на публику заявляют одно, а рядовые бойцы действуют, похоже, по каким-то неведомым внутренним инструкциям.

Поведение подмосковного ОМОНа до боли напоминает - простите за аналогию - действия чеченской милиции, которая периодически совершает деструктивные набеги на Москву. Достаточно вспомнить убийство сотрудниками чеченского МВД опального командира батальона "Горец" Мовлади Байсарова в 2006 году или весьма странные обыски, которые именно чеченские милиционеры почему-то проводили в подмосковном доме небезызвестного Исы Ямадаева.

История с Химкинским лесом, начинавшаяся как очередной пример противостояния застройщиков и защитников экологии, похоже уже давно переросла в нечто большее. К прокладке 700 километров асфальта из одного города в другой добавилось сначала "бодание" граждан с местными властями, затем местных властей с властями федеральными, после чего на сцену вышли два управления внутренних дел, одно из которых начало активные действия на территории другого. По всей видимости, самая реальная возможность положить этому конец - построить наконец эту трассу, о которой уже знают даже те, у кого нет и никогда не было своего автомобиля. Хотя единственная проблема, которую она решит, будет транспортная. Да и то - не факт.

< Назад в рубрику