Россия
13:34, 5 августа 2010

Пересчитали Подготовлен еще один отчет о потерях России в Южной Осетии

Михаил Тищенко

Эксперты российского Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) подготовили очередной сборник материалов о потерях российской армии во время августовской войны 2008 года. Полностью материалы будут опубликованы на следующей неделе. Некоторые данные, содержащиеся в сборнике "Пятидневная война", обнародовал директор ЦАСТ Руслан Пухов. Он, в частности, заявил, что в ходе боевых действий были сбиты шесть российских самолетов (а не четыре, как утверждает Министерство обороны РФ).

Такие же цифры фигурировали в прошлогоднем сборнике ЦАСТ ("Танки войны"), который был опубликован в конце 2009 года. В нем также были упомянуты шесть сбитых российских самолетов: три штурмовика Су-25, два фронтовых бомбардировщика Су-24 и один дальний бомбардировщик Ту-22М3. При этом утверждалось, что половина машин была сбита "дружественным огнем".

Есть ли в нынешнем отчете, приуроченном к очередной годовщине конфликта, новые доказательства этой версии, неизвестно. Хотя даже вне зависимости от этого сборник, вероятно, вновь привлечет внимание к ошибкам, допущенным российской армией в августе 2008 года.

Тема занижения боевых потерь в ходе российско-грузинской войны обсуждается давно. Вскоре после войны (в сентябре 2008 года) военный эксперт Саид Аминов, к примеру, утверждал, что Россия потеряла в конфликте не четыре, а семь самолетов. По его данным, в дополнение к тем машинам, потерю которых признал Генштаб РФ (три Су-25 и один Ту-22М3) российская сторона лишилась еще одного Су-25, сбитого своими же войсками, а также двух Су-24.

Эксперт отмечал, что четыре самолета были сбиты при помощи ЗРК "Бук-М1", которые Грузия купила у Украины (это соответствовало официальной версии Министерства обороны РФ), а еще два — средствами ПВО "Оса АК/АКМ" или переносными зенитно-ракетными комплексами.

В Тбилиси, в свою очередь, заявляли, что число сбитых российских самолетов превысило два десятка (с таким заявлением еще во время войны выступил президент Грузии Михаил Саакашвили). Но это утверждение впоследствии не подтвердили ни официальные источники, ни эксперты.

Официально военное руководство РФ опровергало любые версии, в которых фигурировали более четырех сбитых самолетов, а также упоминались потери от "дружественного огня". Летом 2009 года, после выхода статьи на эту тему в журнале Moscow Defense Brief (впоследствии эта статья - "Потери российской авиации в пятидневной войне с Грузией в августе 2008 года" - была включена в сборник ЦАСТ "Танки войны") с опровержениями выступил заместитель начальника Генштаба РФ Анатолий Ноговицын. Он заявил, что утверждения, согласно которым самолеты ВВС России сбивались собственными силами ПВО "ни в коей мере не соответствуют действительности".

По поводу количества сбитых самолетов он сказал, что "российской стороной уже оглашены полные данные о потерях, и добавить к ним нечего".

В статье "Потери российской авиации...", которую опубликовал аналитик Антон Лавров, утверждалось, что первый же самолет, потерянный российскими ВВС в ходе августовской войны (штурмовик Су-25БМ), был сбит южноосетинскими ополченцами. Последние приняли его за грузинский и выпустили по нему несколько ракет из ПЗРК. Пилот, по информации источника, успешно катапультировался и впоследствии был эвакуирован российской стороной.

Следующие два самолета (дальний бомбардировщик Ту-22М3 и фронтовой бомбардировщик Су-24М), как утверждалось, были сбиты грузинскими силами ПВО. В первом случае эта версия соответствует официальной. Потерю хотя бы одного Су-24 Россия не признала, хотя грузинская сторона представила фотографии обломков сбитой машины.

"Коммерсант", ссылаясь на источник в одной из авиационных частей, привел альтернативную версию, касающуюся судьбы дальнего бомбардировщика. Согласно этой версии, Ту-22М3 был также сбит российскими средствами ПВО: "возвращаясь с задания, пошел не по назначенному ему воздушному коридору и был принят за противника". По словам источника, самолет упал в море и именно после этого произошло столкновение между российскими и грузинскими кораблями (искавшими экипаж сбитого бомбардировщика), в результате которого был потоплен один из грузинских катеров.

Четвертый самолет (Су-25СМ) был поврежден при атаке грузинской колонны на дороге Гори-Цхинвали (ракета ПЗРК попала в левый двигатель). Позднее, при возвращении на базу, он был атакован еще раз (это произошло в тот момент, когда штурмовик пролетал над южными окраинами Цхинвали), ракета попала в правый двигатель, и пилоту пришлось катапультироваться. Лавров утверждает, что грузинских войск в городе в тот момент не было.

Еще один самолет (штурмовик Су-25БМ), по официальной версии, был сбит силами грузинской ПВО. Пилот не успел катапультироваться и погиб. Сообщалось, что самолет упал в ущелье недалеко от поселка Джава. По неофициальной версии, в данном случае также мог иметь место "дружественный огонь" (самолет могли принять за грузинский). Последний самолет (бомбардировщик Су-24М), по свидетельству Лаврова, был подбит российской колонной: военнослужащие "ошибочно идентифицировали его как вражеский и произвели несколько пусков ракет ПЗРК".

В целом за время конфликта, по свидетельству источника, российские войска и осетинские ополченцы произвели по российским же самолетам не менее десяти пусков ПЗРК, обстрел также велся из зенитных пулеметов и пушек БМП. Возможно, в новом отчете ЦАСТ эти данные будут уточнены.

Анонсируя новый сборник, директор центра упомянул и о потере двух российских вертолетов, поврежденных в результате аварии уже после того, как в Южной Осетии закончились боевые действия. Авария, как отмечалось в прошлогоднем отчете, произошла на вертолетной площадке недалеко от Джавы: вертолет Ми-8МТКО пограничной службы ФСБ при посадке задел стоявший на земле Ми-24, перевернулся и загорелся. При пожаре погиб один человек, еще трое были ранены.

P.S.

Данные о потерях личного состава, которыми располагают эксперты, с официальными не расходятся. По словам директора ЦАСТ, в пятидневной войне погибли 67 человек (эти данные ранее приводил СКП РФ). В то же время, ссылаясь на расследование, проведенное Следственным комитетом, Пухов отмечает, что не все военнослужащие погибли в бою. Причинами гибели 19 человек, по его информации, стали неосторожное обращение с оружием, "дружественный огонь" и дорожно-транспортные происшествия.

< Назад в рубрику