Последние заявления главаря бандподполья Доку Умарова хорошо удобрили почву для различного рода комментариев. Сначала он объявил об уходе в отставку с поста эмира Северного Кавказа, а спустя пару суток дезавуировал собственное заявление, назвав его сфабрикованным. Эксперты видят в этом признак раскола среди боевиков.
В воскресенье, 1 августа, западные СМИ обнаружили на одном из сайтов, обслуживающих северокавказских экстремистов, видеозапись, на которой самозваный эмир "Кавказского эмирата" просит соратников освободить его от исполнения обязанностей по состоянию здоровья. На этой же записи присутствует командующий так называемым Восточным фронтом Асламбек Вадалов, которому Доку Умаров предлагает передать бразды правления.
Лидер боевиков пообещал и будучи на заслуженном отдыхе "продолжать джихад" и оказывать посильную помощь новому руководству эмирата. На самочувствие он жаловаться не стал, но на сниженную функциональность своего начальника намекнул один из присутствующих в кадре товарищей.
Вероятность того, что Умаров не так бодр, как прежде, достаточно высока. Убивали его уже семь раз и даже сплетни об этом вполне могли подорвать здоровье. Источники в российских спецслужбах многозначительно намекают, что усилия по ликвидации главаря бандформирований не прошли даром. По одной из версий, Умаров был ранен в ходе спецоперации в апреле 2010 года. По другой - еще осенью прошлого года ему передали отравленную пищу, но по каким-то причинам эмиру удалось выжить, однако он долго болел и фактически остался инвалидом.
Версии о плохом состоянии здоровья Умарова придерживается президент Чечни Рамзан Кадыров: "Он болен, скрывается подобно крысе в норе, давит вшей, остался без зубов и не в состоянии кем-либо командовать". Кроме того, по словам Кадырова, где-то весной было перехвачено сообщение Умарова одному из его доверенных лиц, в котором он жаловался на то, что остался совсем без поддержки, и "единственное, остается заминировать себя и взрывать".
Чтобы не допустить эмира до скорейшей встречи с девственницами в раю, чеченский президент пообещал найти и поймать и Умарова и его преемника, а затем посадить их в клетку и показывать по праздникам на центральной площади Грозного судить их справедливым судом.
Схожую позицию разделяет сенатор Александр Торшин. По его мнению, Умарову все труднее обеспечивать свою безопасность после задержания своего главнокомандующего по кличке Магас. Один из лидеров боевиков вполне мог раскрыть имена, пароли и явки, чем разрушил всю систему конспирации бандподполья. Еще одну причину изменений в руководстве боевиков Торшин увидел в том, что американцы признали Умарова международным террористом, а поэтому его стало сложно представлять мировому сообществу как борца за свободу. Впрочем Умарова перестали в таком образе воспринимать еще раньше, когда он по провозглашении эмирата объявил джихад Америке и Западной Европе как врагам истинного ислама.
Еще одна версия представлена силовыми структурами, в которых не исключают, что эмир решил податься в бега и осесть где-нибудь в Албании, чтобы заняться там вербовкой наемников.
Свой взгляд на произошедшее есть и у бывшего соратника Умарова Ахмеда Закаева, который был приговорен шариатским судом "Кавказского эмирата" к смертной казни. Премьер самопровозглашенной Ичкерии полагает, что боевикам не нравятся террористические методы, в результате которых страдает мирное население. По мнению Закаева, предложенный в эмиры Вадалов якобы не является радикальным ваххабитом и специализируется на нападениях на сотрудников правоохранительных органов, а потому он намерен наладить с ним контакты.
Все эти умозрительные построения пошли прахом уже через пару дней, когда Умаров распространил новое видеообращение, в котором заявил, что остается эмиром, и назвал предыдущее сообщение сфабрикованным, правда, не уточнил, кем и зачем. Он пояснил, что в такой момент не может уйти с ответственного поста, да и со здоровьем проблем не испытывает.
Разворот на 180 градусов вызвал подозрения, что в эмирате развернулась борьба за власть. По некоторым данным, против ухода Умарова высказались боевики из Кабардино-Балкарии, которые в 2010 резко активизировались: сообщения о нападениях на сотрудников милиции поступают из республики практически ежедневно.
Противники смены власти опасаются уменьшения финансовых поступлений от спонсоров, которые дают деньги под известную и влиятельную фигуру, а кроме Умарова среди боевиков уже и не осталось таких, чьи имена были бы на слуху.
Еще одним поводом для разногласий могут быть стратегические приоритеты. Умаров и его сторонники, выступающие с позиций всемирного джихада, придерживаются концепции размывания зоны конфликта, которая предусматривает осуществление диверсий и терактов в других регионах России. Другая часть боевиков, стоящая на националистических и сепаратистских позициях, полагает, что борьбу за свои цели следует вести исключительно на территории Северного Кавказа.
Но какие бы причины ни стояли за всеми этими пертурбациями - идеологические или финансовые - Умаров и его приспешники в любом случае остаются бандитами и убийцами, а потому подлежат безусловному уничтожению.