Мир
19:39, 9 августа 2010

Дым в большом городе Смог окончательно достал москвичей

В Москве все в порядке, считают столичные власти. Раз ничего не горит, то и повода для беспокойств и срочного выхода из сумрака отпуска нет, а МЧС в Подмосковье само как-нибудь справится. На деле все, конечно, несколько иначе. Лесные пожары где-то там далеко, но смог от них прокрался во все столичные улочки и переулки и окутал плотной пеленой Кремль. К плохой видимости прибавилось и рекордное загрязнение воздуха, вынудившее москвичей в сорокаградусную жару сидеть с закрытыми окнами.

Москва в последние дни очень напоминает Нижний Тагил, только с поправкой на происхождение смога. Уральские туманы индустриального характера, а столичная дымка самого что ни на есть естественного происхождения. От этого, впрочем, не легче. Дым от горящих торфяников - а именно он накрыл Москву - нисколько не безопаснее выбросов предприятий.

Природа торфяных пожаров такова, что в воздух попадают не только обычные продукты горения, но и не полностью сгоревшие взвешенные частицы. Реакция горения при участии кислорода происходит лишь в верхних слоях торфяников, а в глубине идут химические реакции, высвобождающие эти самые частицы, которые затем оседают в легких.

Также в торфяном дыме в обилии содержится угарный газ, также негативно влияющий на самочувствие. От него, кстати, совершенно не помогают маски и восьмислойная марля, которые круглосуточно рекламируют в новостных выпусках федеральных каналов. Для полноценной защиты лучше обзавестись хорошим респиратором или вообще противогазом, ну или хотя бы отказаться от курения и сократить пребывание на "свежем" воздухе.

6 и 7 августа концентрация гари от торфяников достигла рекордных пределов, и Москва превратилась в одно из худших мест в мире. Нормы по содержанию взвешенных частиц были превышены в три с лишним раза, концентрация угарного газа превышала предельно допустимые показатели в 6,6 раза. В какие-то моменты тяжело было даже дойти до метро, где ситуация была хоть незначительно, но лучше, чем на улице. Все, кто имел возможность уехать куда-нибудь подальше, а не в ближайшее Подмосковье, где в отдельных районах было еще хуже, отправились в бой за незапланированным отпуском. Однако выбраться из столицы оказалось не так просто, как кажется.

Из-за наплыва желающих стало еще сложнее, чем раньше, найти подходящее предложение у туроператоров. Срочность сузила выбор стран - в основном москвичи стремились улететь в Турцию и Египет, с которыми действует упрощенный визовый режим. Сокращенный рабочий день посольств и постоянные проволочки с документами не способствуют массовому вылету граждан куда-нибудь в Италию или Францию, так что выбирать приходится из безвизовых стран, да и то если будет из чего выбирать. Германия вообще закрыла посольство и консульский отдел на неопределенный срок.

Впрочем, даже с билетами улететь куда-либо накануне выходных было крайне непросто. В Домодедово и Внуково регулярно задерживались и переносились из-за плохой видимости десятки рейсов, а в залах ожидания скапливались тысячи человек. К утру понедельника все аэропорты вернулись к штатному режиму работы и отрапортовали о хороших для такой погоды условиях видимости, что, впрочем, в сложившихся условиях, когда с каждым дуновением ветра обстановка радикально меняется, вообще ни о чем не говорит.

Собственно, московские аэропорты достаточно хорошо оборудованы для приема и отправки самолетов практически при любой видимости, даже в самый густой туман. Помимо трех московских только один аэропорт в России способен работать в подобных условиях - это "Пулково" в Санкт-Петербурге. Все остальные аэропорты оказались парализованы смогом. В общей сложности, по данным Росгидромета, из-за дыма от пожаров в стране были отменены или перенесены 63,7 тысячи авиарейсов, что затронуло около миллиона пассажиров. В Москве задерживались по 60-100 рейсов в день.

Тем временем в Москве из-за смога в два раза увеличилась смертность. Слухи об этом ходили и ранее, однако запись в блоге сотрудницы одной из московских больниц (позже журнал был удален) и официальное заявление главы департамента здравоохранения города Андрея Сельцовского - это немного разные вещи. По словам Сельцовского, в Москве ежедневно умирают до 700 человек, тогда как в среднем в это время года суточная смертность составляет 350-360 человек. Сам смог причиной смерти стать не может, но на фоне отравления угарным газом и катастрофической жары обостряются многие заболевания. Нельзя списывать со счетов и тепловой удар.

Пожары этим летом выдались рекордные, но Москвы до поры до времени они не касались. А когда коснулись, власти почему-то сделали вид, что ничего не происходит. Мэр Москвы Юрий Лужков как ушел 2 августа в отпуск (позднее пресс-служба градоначальника стала утверждать, что он залечивал спортивную травму), так и вернулся только спустя неделю под давлением общественного гнева.

В ситуации с Лужковым странно выглядело заявление его пресс-секретаря Сергея Цоя. 6 августа корреспонденты Life News рассказали, что, по мнению пресс-секретаря, нет никакого смысла мэру возвращаться на работу. Пожары, по его словам, не являются проблемой Москвы, так как не в столице происходят, а вредный для здоровья дым и жара никаким образом не попадают под описание "кризисной ситуации". В доле здравого смысла пресс-секретарю мэра не откажешь: в частности, он заявил, что нет никакого смысла для Лужкова прерывать отдых просто для того, чтобы "покрасоваться", но вот уверения, что ситуация находится под контролем и существуют отработанные схемы действий в таких условиях, выглядят крайне сомнительно.

Спустя два дня со слов того же Цоя стало известно, что сложившаяся в Москве ситуация все же потребовала личного присутствия мэра, и Лужков прервал отпуск. Впрочем, вице-мэр Владимир Ресин заверил, что Юрий Михайлович помогал и из отпуска, отдавая в день по четыре-пять срочных распоряжений. Характер этих поручений Ресин раскрывать не стал. По крайней мере, о введении чрезвычайной ситуации в Москве вслед за Московской областью Лужков точно не распоряжался.

Только в понедельник стали видны первые результаты работы властей. Во-первых, чиновники объявили, что во всех районах были организованы своего рода убежища от смога, где можно попить чаю, посмотреть телевизор и передохнуть в прохладе и подышать кондиционированным воздухом. На деле такими убежищами оказались давно работающие центры социальной помощи населению, которые теперь обязаны работать и по выходным. Далеко не во всех из них, как пишет "Московский комсомолец", есть кондиционеры, зачастую обходятся парой вентиляторов. Более того, очевидцы сообщают, что работники некоторых центров ничем не могут помочь москвичам и вынуждены отправлять их по домам.

Никаких информационных щитов о местонахождении центров также не установлено.При должной сноровке адреса можно найти на сайте департамента социальной защиты. С интернетом у московской администрации вообще как-то не сложилось: на сайте департамента здравоохранения, например, нет вообще ни слова о том, опасен ли смог, и что вообще в таких условиях делать. Вместо этого власти Москвы взяли и ограничили продажу защитных масок: не больше десяти в руки. Еще одной мерой, но на сей раз безо всякой иронии нужной, стало введение круглосуточного режима работы поликлиник. Кроме того, именно в понедельник внезапно выяснилось, что по распоряжению Лужкова московские дворы каждые два часа будут поливать водой.

А вот начальника Мослесхоза Сергея Гордейченко общественное мнение вызвать из отпуска не смогло. В аппарате чиновника, ответственного за пожарную безопасность во всех подведомственных лесах, сочли, что ситуация находится под контролем, и никаких причин для прерывания отдыха нет. Видимо, когда огонь подступает к центру предупреждения о ракетном нападении под Коломной и охватывает все новые территории - это и есть "под контролем". Президент Медведев, для сравнения, решил все же лично контролировать ситуацию, а не отдыхать в "Бочаровом ручье".

Если у чиновников все хорошо, то у общественности в лице блогеров наоборот - ад и погибель. Как уже неоднократно отмечалось, усредненный коллективный разум блогосферы склонен к распространению неподтвержденных данных, а то и вовсе бредовых слухов. На фоне отсутствия какой-либо вменяемой информации об эффективных методах охраны здоровья в условиях задымленности граждане, повинуясь призывам отдельных паникеров, в массовом порядке надевают маски, о которых уже успели позабыть со времен свиного гриппа. Об их эффективности уже говорилось выше, но надо отметить, что главным популяризатором масок является канал "Россия-24", за что ему наверняка безмерно благодарны столичные аптеки.

Еще одним поводом для бессмысленных "перепостов" стала тема смертности в Москве и прочие байки из серии "как страшно жить". Есть, впрочем, и отдельные проблески разума в виде отлично организованной кампании при участии Доктора Лизы по помощи пострадавшим и нескольких вменяемых постов с подробными рассказами и ссылками о том, чем вреден смог и что стоит делать.

От дыма страдает не одна Москва - за выходные смог посетил Санкт-Петербург и затронул Екатеринбург, но до такого, как в столице, там дело пока что не дошло. Синоптики обещают, что ситуация конца прошлой недели, когда соседних домов не было видно из-за грязно-молочной пелены, в ближайшее время не повторится, и уже во вторник Москва расстанется с дымом. Судя по прогнозу, жара в течение недели пойдет на спад. Глава МЧС Сергей Шойгу также обещал, что на тушение пожаров потребуется не более 5-7 дней. Если погода не преподнесет сюрпризов, у него есть шансы сдержать обещание.

Павел Борисов

< Назад в рубрику