В понедельник, 9 августа, на Аляске потерпел крушение одномоторный самолет с девятью пассажирами на борту. Поначалу американские СМИ не уделили большого внимания этой авиакатастрофе - в эти недели летные происшествия в небе над Аляской происходили чуть ли не регулярно. Однако когда выяснилось, что на разбившемся самолете летели на рыбалку бывший сенатор-рекордсмен от Аляски и экс-глава NASA, сомнений относительно важности случившегося не осталось ни у кого.
Высокоплан de Havilland Canada DHC-3 Otter разбился неподалеку от города Диллингхэм, на юго-западе Аляски, около 19:00 по местному времени. Как позже выяснилось, на борту находилось девять человек, в том числе бывший сенатор-республиканец Тед Стивенс и экс-глава NASA Шон О'Кифи. Помимо них, этим самолетом летели сын О'Кифи Стивен, лоббист и бывший руководитель штаба Стивенса Билл Филлипс с сыном Уилли, еще один экс-помощник сенатора и лоббист Джим Морхард, а также вице-президент телекоммуникационной компании GCI Дана Тиндэл с 16-летней дочерью Кори. Управлял самолетом 62-летний пилот Терри Смит, 28 лет проработавший в местной авиакомпании Alaska Airlines.
Стивенс, О'Кифи и другие летели на рыбалку, запланированную в рамках отдыха, который для них организовала вышеупомянутая GCI. С какой стати GCI организовала отдых для Стивенса и О'Кифи, не уточняется, однако очевидно, что компания пригласила к себе бывших чиновников и лоббистов не просто так. К слову, разбившийся самолет также находился в собственности GCI.
Об авиакатастрофе стало известно только спустя некоторое время, когда кто-то из GCI позвонил на рыболовную базу, чтобы узнать, прилетели ли высокие гости. Ответ оказался отрицательным, после чего были организованы масштабные поиски пропавших.
Первым разбившийся самолет нашел владелец небольшой местной авиакомпании Джон Букер. По его словам, выполняя очередной полет, он заметил на краю скалы самолет. Подлетев поближе, он увидел, что это тот самый Otter, об исчезновении которого сообщали ранее диспетчеры. В дальнейшем Букер сообщил, что не увидел серьезных повреждений у самолета - по его мнению, находившиеся на борту люди должны были выжить.
Вскоре из Диллингхэма на место крушения прибыли два коммерческих вертолета. При близком осмотре стало очевидно, что самолет понес сильные повреждения, а его пассажиры оказались заперты внутри. Прилетевшие на коммерческих вертолетах спасатели попытались вызволить, возможно, еще живых людей, но не смогли. В итоге людям пришлось провести ночь в ожидании спасательного вертолета, на котором привезли все необходимое оборудование.
Впоследствии выяснилось, что пятеро из девяти находившихся на самолете человек погибли. Выжить удалось Уиллу Филлипсу, Джиму Морхарду, а также экс-главе NASA Шону О'Кифи и его сыну. По последней информации О'Кифи был доставлен в больницу в критическом состоянии, его сын - в тяжелом. О состоянии здоровья других пострадавших не сообщается.
Остальные пассажиры разбившегося самолета погибли. Среди погибших, таким образом, оказался и 86-летний сенатор Стивенс. Именно новость о смерти Стивенса - представлявшего Аляску в Сенате с 1968 по 2009 годы и побившего временной рекорд верхней палаты Конгресса США среди республиканцев - привлекла наибольшее внимание американских СМИ. В некрологах о сенаторе говорили только хорошее, изредка вспоминая о коррупционном скандале, поставившем крест на политической карьере Стивенса.
В заслугу Стивенсу ставили, прежде всего, преобразование Аляски из преимущественно сельского уголка Америки, живущего за счет федеральной помощи, в современный американский штат, ставший полноправным участником политической жизни страны. Стоит только вспомнить, что именно при сенаторе Стивенсе на политическом небосклоне США взошла новая звезда - кандидат в вице-президенты США Сара Пэйлин, пусть и прославившаяся на весь мир сомнительным ораторским искусством и слабой политической подготовкой.
За годы работы в Сенате Стивенс приобрел статус поистине культовой политической личности Аляски. Его называли "дядей Тедом" за заботу о местных школах и больницах, для которых он буквально выбивал необходимые федеральные средства. Бюджетные средства, выделяемые Сенатом на развитие Аляски, получили название "деньги Стивенса". Как считают на Аляске, даже после своего скандального ухода в 2009 году Тед Стивенс сохранил былое влияние и продолжал вести активную деятельность несмотря на преклонный возраст. Соболезнования в связи с гибелью Стивенса выразили многие американские деятели, в том числе бывший президент Джордж Буш и нынешний глава государства Барак Обама.
Примечательно, что в 1978 году Стивенс попал в похожую авиакатастрофу. Тогда он выжил, но стал вдовцом - при крушении самолета погибла его жена Энн. По словам людей из окружения Стивенса, с тех пор он боялся летать и перед вылетом на рыболовную базу сильно переживал, опасаясь второго в своей жизни летного происшествия.
Что касается причин авиакатастрофы, то их еще только предстоит установить. Среди основных версий называются сложные погодные условия - в момент авиакатастрофы над местностью стоял сильный туман и шел дождь. Не списывают со счетов и возможную ошибку пилота Терри Смита. В частности, многие эксперты, занятые в расследовании крушения самолета Стивенса, удивляются, почему пилот решил лететь так низко, фактически лавируя в гористой местности района. В то же время летные навыки пилота не ставятся под сомнение - за годы работы в авиации он провел за штурвалом самолета около 30 тысяч часов, причем в 1980-х летал на российский Дальний Восток, став первым пилотом Alaska Airlines, выполнившим такой рейс.
Однако, как отмечают официальные лица, Смит преимущественно летал по общеизвестным маршрутам и управлял хорошо изученными пассажирскими самолетами. Поэтому остается неизвестным, был ли он знаком с машинами типа DHC-3 Otter, и насколько хорошо знал маршрут, по которому ему предстояло лететь. Не остался без внимания журналистов и тот факт, что две недели назад погиб его зять, разбившийся при авиакатастрофе военного транспортника C-17.
Упавший 28 июля C-17, к слову, стал первым в череде недавних происшествий в небе над Аляской. Спустя три дня после этой авиакатастрофы, произошедшей на базе ВВС США в Анкоридже, при пока не выясненных обстоятельствах упал еще один транспортный самолет, причем не где-нибудь, а в непосредственной близости от тщательно оберегаемого национального парка Денали. Причины и обстоятельства обоих инцидентов все еще устанавливаются.
Какими бы не были выводы специалистов, уже сейчас ясно одно - три авиакатастрофы, унесшие более десятка человеческих жизней за две недели, поставили под сомнение безопасность полетов над малонаселенным и гористым штатом, где самолеты и вертолеты порой являются чуть ли не единственным способом добраться до пункта назначения.
Артур Степанов