В ночь на 12 августа в Москве двое уроженцев Дагестана, подозреваемых в попытке угона автомобиля, убили одного милиционера и ранили двоих. Один из дагестанцев также был ранен и вскоре умер в больнице, второму удалось скрыться. Тем временем петербургские правоохранительные органы объявили о задержании подозреваемых в аналогичном нападении на милиционеров, совершенном несколькими днями ранее.
Перестрелка между милиционерами и двумя мужчинами произошла в ночь на четверг между домами 56 и 58 по Профсоюзной улице - буквально у самой станции метро "Новые Черемушки". Первоначально сообщалось, что огонь по сотрудникам милиции открыл пассажир черной "Лады Приоры", остановленной для проверки. Однако в более поздних сообщениях "Лада" уже не упоминалась. Ситуацию стали описывать следующим образом.
Лейтенант Николай Задков, старшина Антон Акатов и стажер Сергей Дюбкин, начавший работать в милиции всего несколько дней назад, патрулировали дворы около "Новых Черемушек". Они заметили двух мужчин, пытавшихся вскрыть автомобиль Honda Civic. Как выяснилось позднее, эти мужчины являлись уроженцами Дагестана Шамилем и Закиром Исмаиловыми (по одним данным, они братья, по другим данным - просто однофамильцы).
Милиционеры потребовали у предполагаемых угонщиков документы. В ответ мужчины открыли стрельбу. Сначала сообщалось, что преступники использовали автоматическое оружие, а позднее выяснилось, что у них были лишь травматические пистолеты, переделанные под стрельбу боевыми патронами. Оружие было снабжено глушителями.
Многие СМИ назвали пистолеты преступников "газовыми". Словосочетания "газовый пистолет" и "травматический пистолет" являются сокращениями одного и того же наименования - "газовый пистолет с возможностью стрельбы травматическими пулями". Однако сокращение "травматический" более точно, потому что никакого газа в таких пистолетах давно нет (слово "газовый" осталось в названии как дань истории).
В самом начале перестрелки был убит Антон Акатов. После этого один из преступников забрал у него табельный пистолет и продолжил стрелять уже из него. В результате получил тяжелые ранения Сергей Дюбкин. Николай Задков вызвал подкрепление, и вскоре на место прибыл еще один патруль. Преступники ранили одного из вновь прибывших милиционеров, майора Виктора Шатаева. Затем Закир Исмаилов скрылся, а Шамиль остался лежать во дворе - во время перестрелки он получил серьезные ранения. Дагестанца вместе с ранеными милиционерами доставили в больницу, где он скончался через несколько часов.
Сотрудники правоохранительных органов не исключают, что Закир Исмаилов также ранен. Поэтому подозреваемого разыскивают в том числе среди пациентов московских больниц. Однако если учесть, что до сих пор поиски не увенчались успехом, то это предположение стоит признать маловероятным. Вряд ли в московские больницы ежедневно поступает много дагестанцев с огнестрельными ранениями. Если бы Исмаилов был госпитализирован, это выяснилось бы в течение часа. Остается предположить, что мужчина или не был ранен, или лечится у "своих" врачей.
Пока московские правоохранительные органы занимаются поиском Закира Исмаилова, их петербургские коллеги рапортуют об успешном расследовании похожего преступления, совершенного 4 августа. Тогда милиционеры Дмитрий Воронин и Владимир Крутов при обыске пассажиров подозрительной машины, припаркованной на пересечении проспекта Ударников и Индустриального проспекта, нашли в дамской сумочке пистолет. Испугавшись задержания, пассажиры машины напали на милиционеров, сковали их наручниками и выстрелили им в головы. Воронин погиб, а Крутов был тяжело ранен.
Задержать бандитов по горячим следам не удалось. Они забрали у милиционеров не только табельное оружие, но и рации, что позволило им отслеживать перемещения сотрудников милиции, участвовавших в плане "Перехват". Позднее автомобиль преступников нашли брошенным. Рации лежали в салоне, а пистолеты милиционеров исчезли.
Однако уже 11 августа было объявлено, что установлены личности подозреваемых. Хотя первоначально сообщалось, что в нападении на милиционеров участвовали двое мужчин и одна женщина, в ориентировке значились четыре имени. В нападении заподозрили уроженцев Удмуртии - 39-летнего Владислава Ворожцова, 37-летнего Михаила Баташева и 29-летнюю Ирину Данилову, а также 36-летнего уроженца Ленинградской области Вячеслава Парушенкова. Все они ранее судимы. По версии следствия, подозреваемые являются членами банды, занимающейся разбойными нападениями на магазины и игровые клубы.
12 августа источники в правоохранительных органах сообщили журналистам, что подозреваемые в нападении на Воронина и Крутова задержаны. Также задержаны люди, которые не участвовали в нападении, но, по версии следствия, входили в ту же банду грабителей. Всего пойманы шесть человек, еще один человек находится в розыске. Кому именно до сих пор удается скрываться, не уточняется.
Следователи уже определились с главным фигурантом дела - предполагается, что непосредственно в милиционеров стрелял Владислав Ворожцов, ранее судимый за убийство и угон транспорта. На момент совершения преступления Ворожцов уже находился в розыске - с 2006 года его подозревают в мошенничестве.
Татьяна Ефременко