Мир
13:20, 13 августа 2010

Доступ к телу В аэропортах ФРГ началось тестирование раздевающих сканеров

В августе министр внутренних дел Германии Томас де Мезьер объявил о начале тестового использования в аэропорту Гамбурга так называемых телесных, или раздевающих сканеров, помогающих определить, проносят ли пассажиры на теле запрещенные предметы, в том числе оружие и взрывчатку. Решение властей ознаменовало промежуточный итог разгоревшейся в ФРГ и в ЕС острой дискуссии о правомочности использования подобных приборов, которые заставляют человека предстать пред оком контролирующих органов буквально в чем мать родила. Возражения противников раздевающих сканеров удалось обойти за счет новых технологий, изображающих тело лишь схематично, однако неожиданно возникло новое осложнение: выяснилось, что сканеры были приобретены у американской компании, входящей в концерн, производящий запрещенные к использованию кассетные авиабомбы.

Собственно дискуссия о законности или незаконности использования раздевающих сканеров не нова, в ЕС об этом спорят вот уже несколько лет. Как это часто бывает, в данном вопросе соображения безопасности пришли в столкновение с представлениями о правах человека. Еще осенью 2008 года Еврокомиссия предложила установить телесные сканеры во всех аэропортах ЕС для предотвращения терактов, однако эта инициатива была отклонена Европейским парламентом. Немецкие власти также высказались против: политики, представители церкви и профсоюзов заявили о недопустимости подобного попрания человеческого достоинства и вторжения в интимную сферу, ведь сканеры позволяют увидеть не только тело, но и все физические изъяны, включая спрятанные под одеждой протезы, стомы и тому подобное. "Я могу заявить вам со всей прямотой, что мы не собираемся принимать участие в этом безобразии", - заявил тогда пресс-секретарь министра внутренних дел Вольфганга Шойбле.

Участник голого флеш-моба против использования раздевающих сканеров. Фото с сайта пиратской партии Германии
Lenta.ru

Впрочем, сам Шойбле, тем не менее, в принципе согласился с необходимостью применения подобных приборов, которые, по его словам, должны были быть улучшены и доработаны. И уже начиная с декабря 2008 года в научных лабораториях федеральной полиции начались работы в данном направлении. Спор о необходимости сканеров разгорелся с новой силой в конце 2009 года, после того как связанный с "Аль-Каедой" нигерийский террорист Умар Фарук Абдулмуталлаб попытался взорвать самолет компании Northwest Airlines, следовавший из Амстердама в Детройт. Взрывчатку - пентрит (PETN) - он пронес на борт самолета в трусах, однако произвести взрыв не смог и лишь сам получил ожоги. Впоследствии выяснилось, что если бы террорист прошел через специальный сканер, взрывчатку удалось бы обнаружить.

Новый министр внутренних дел ФРГ Томас де Мезьер после этого инцидента открыто высказался за введение раздевающих сканеров, оговорившись, правда, что это произойдет не раньше, чем будут устранены все сомнения, связанные с безопасностью этих приборов для здоровья, и гарантированы права граждан. При этом де Мезьер уточнил, что это будет сделано не позже 2010 года. Реакция общества была достаточно нервозной. Так, члены недавно образованной Пиратской партии Германии, выступающие за защиту личных данных в интернете и за ограничение поползновений государства тем или иным способом вторгнуться в частную сферу граждан, провели в аэропортах Берлина, Франкфурта и Дюссельдорфа акции протеста, раздевшись до трусов и вывесив плакаты "Вам не нужно нас сканировать - мы и так голые". Тем не менее, свое обещание де Мезьер сдержал: с конца сентября 2010 года в аэропорту Гамбурга появятся два раздевающих сканера. Выбор гамбургского аэропорта объясняется просто: он ближе всего расположен к лаборатории академии полицейского управления в Любеке, где проводились разработки по использованию сканеров.

Изображение с рентгеновского сканера. Фото с сайта wikipedia.org
Lenta.ru

Как отмечает Tagesschau, раздевающие сканеры бывают двух типов: использующие рентгеновское и терагерцевое излучение (так называемые миллиметровые волны, спектр частот которых расположен между инфракрасным и сверхвысокочастотным диапазонами). Терагерцевые сканеры подразделяются на использующие пассивное и активное излучение. Активное предпочтительнее, так как дает более детализированную картинку. Немецкие власти склоняются к последнему варианту. Установленные в настоящее время в аэропортах ФРГ сканеры реагируют лишь на металлические предметы, в то время как с помощью миллиметровых волн можно обнаружить неметаллическое оружие, в том числе керамические ножи и взрывчатку. Разумеется, и рентгеновские, и терагерцевые сканеры позволяют увидеть изъяны человеческого тела, протезы, мочеприемники, катетеры и прочее. Собственно, это главное, против чего выступают противники вторжения в интимную сферу личности. Однако это затруднение удалось частично обойти.

Сканеры, которые будут установлены в Гамбурге, настроены таким образом, что в случае, если на теле пассажира не будет обнаружено ничего подозрительного, картинка на экран выводиться вообще не будет. Вместо нее появится надпись "ОК". Если сканер обнаружит подозрительные предметы, то на экран будет выведено всего лишь схематическое изображение тела - "рисованные человечки", по словам де Мезьера, - а местонахождение вызывающих подозрение объектов будет отмечено цветными точками. После этого пассажира направят на личный досмотр, осуществляемый сотрудниками служб безопасности аэропорта. Правда, не ясно, как при таком схематическом изображении сотрудники аэропорта отличат катетер от ножа, но с другой стороны конкретно на ваши ягодицы никто пялится не будет, так что этот вариант можно рассматривать как компромиссный. В министерстве внутренних дел ФРГ также отмечают, что использование миллиметровых волн для сканирования не представляет никакой угрозы для здоровья.

Схематическое изображение человеческого тела с терагерцевого сканера. Фото (c)AP
Lenta.ru

Казалось бы, дискуссия вокруг раздевающих сканеров исчерпана, однако неожиданно возникло новое осложнение, на сей раз политического характера. Как удалось установить журналистам издания Frankfurter Rundschau, те самые два сканера, которые в конце сентября будут установлены в аэропорту Гамбурга, были куплены Германией у американской компании L3 Communications Security and Detection Systems, а эта компания является дочерним предприятием американского оборонного концерна L3 - одного из семи производителей кассетных бомб, которые, напомним, запрещены к использованию в соответствии с конвенцией ООН, вступившей в силу 1 августа 2010 года. Германия, в отличие от США, России и Китая, эту конвенцию ратифицировала еще в 2009 году, что дало повод правозащитным и пацифистским организациям упрекнуть правительство Ангелы Меркель в двурушничестве.

Представители немецкого отделения Handicap International (международной гуманитарной организации, занятой оказанием помощи инвалидам, получившим увечья от боеприпасов, и борьбой против использования мин и кассетных бомб), отметили, что даже если юридически подобная сделка не вызывает сомнений, в политическом и моральном аспекте это неприемлемо, поскольку тем самым немецкое государство оказывает косвенную поддержку производителю кассетных боеприпасов. В министерстве внутренних дел ФРГ на это ответили, что сканеры были приобретены не у L3, а у австрийской фирмы, которая в свою очередь - и в министерстве это признали - закупает сканеры у L3. Свой выбор власти ФРГ объяснили тем, что сканеры остальных производителей не подходят для использования в пилотном проекте. "На данный момент нет другого такого производителя сканеров, продукция которого могла бы по своим техническим характеристикам сравниться с приборами L3 Communications Security and Detection Systems", - заявил пресс-секретарь министерства Филипп Шпаушус (Philipp Spauschus).

Однако при этом в ведомстве отметили, что окончательно поставщик еще не определен. Если тестирование раздевающих сканеров в аэропорту Гамбурга окажется успешным, со временем раздевающие сканеры появятся в других немецких аэропортах. На территории ЕС, по данным Spiegel, терагерцевые сканеры уже используются в Амстердаме, Лондоне и Цюрихе. В России ими оснащены московские аэропорты.

Алексей Демьянов

< Назад в рубрику