12 августа в Бутырском СИЗО в Москве пятеро заключенных отравились наркотиками. Один из отравившихся скончался. ЧП произошло меньше чем через 20 дней после обнародования результатов проведенной в "Бутырке" прокурорской проверки, которая показала, что "в пользовании заключенных под стражу лиц находится большое количество запрещенных предметов".
Спокойной жизни руководство Бутырского СИЗО не знает с осени 2009 года. 16 ноября умер содержавшийся в этом изоляторе "элитный" заключенный - юрист Сергей Магнитский, обвиняемый в разработке схемы уклонения от налогов для инвестиционного фонда Hermitage Capital Management. Перед смертью Магнитского успели перевезти в больницу СИЗО "Матросская тишина", но спасти его уже не смогли.
Как результат, на пенитенциарную систему в целом и на "Бутырку" в частности обрушилась волна критики. В марте 2010 года начальника изолятора Дмитрия Комнова перевели на другую должность с понижением - он стал заместителем начальника СИЗО "Медведь" (при этом начальника СИЗО "Матросская тишина" Фекрета Тагиева уволили). По данным СМИ, место Комнова на посту начальника "Бутырки" занял его бывший заместитель, имя которого не называется. Однако уже в апреле новое руководство также отстранили от должности. Это решение было принято в связи с побегом одного из заключенных, а также с другими недостатками.
Очередная проверка, результаты которой были обнародованы 27 июля, показала, что крыша "Бутырки" протекает, стены камер поражены грибком, в карцере нет окон, заключенные содержатся в тесноте, а их жалобы на условия содержания нередко игнорируются. Кроме того, был отмечен "низкий уровень обысковых мероприятий", из-за которого в камерах хранится большое количество запрещенных вещей. Представление о необходимости устранить нарушения было направлено главе ФСИН Александру Реймеру.
А вскоре выводы о "низком уровне обысковых мероприятий" были подтверждены наглядным примером. Во время планового осмотра вечером 12 августа дежурный врач "Бутырки" обнаружил, что пятеро заключенных одной из камер психиатрической больницы СИЗО находятся в бессознательном состоянии. Врач определил, что заключенные отравлены. Их под охраной доставили в институт имени Склифосовского. Одного из отравившихся, 36-летнего Романа Тупикова, спасти не удалось. Остальные заключенные, - 30-летний Габриэл Чумбуридзе, 23-летний Учкум Батыров, 33-летний Виктор Брухов и 43-летний Арсен Мхитарян, - в итоге выжили.
О том, что заключенные отравились наркотиками (конкретный препарат не называется), стало известно практически сразу. Первоначально сообщалось, что наркотики были добыты с помощью персонала СИЗО и принимались внутривенно. Впоследствии была оглашена иная версия - заключенные получили наркотики в передаче с воли, причем принимали их назально (то есть вдыхали через нос). Эта версия в меньшей степени бросает тень на персонал - обнаружить в посылке один только порошок гораздо труднее, чем порошок и шприцы. С другой стороны, назальный способ употребления более безопасен, и странно, что таким образом умудрились отравиться сразу пятеро взрослых мужчин.
Предполагается, что порошок, зашитый в швы полотенца, был передан одному из заключенных его женой. Одни СМИ пишут, что опасную посылку передала в изолятор жена Габриэла Чумбуридзе, другие - что отправителем передачи являлась супруга Романа Тупикова.
Кстати, по поводу скончавшегося Тупикова возникает дополнительный вопрос. Некоторые СМИ пишут, что он оставался в СИЗО, хотя еще в мае 2010 года был приговорен к 17 годам колонии за разбой и грабеж. В других изданиях говорится, что Тупиков содержался в изоляторе с мая 2010 года. Однако и эти СМИ пишут, что приговор уже вынесен.
Согласно 75-й статье Уголовно-исполнительного кодекса, осужденные должны переводиться из СИЗО в колонию "не позднее 10 дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора суда в законную силу". Согласно 77-й статье, в исключительных случаях приговоренные к сроку в колониях общего режима могут при желании остаться в СИЗО для выполнения хозяйственных работ. Но такие заключенные должны содержаться не вместе с подследственными, а в отдельных незапертых камерах.
Возможно, Тупиков пребывал в СИЗО, потому что обжаловал приговор. Однако в СМИ никаких упоминаний обжалования нет.
13 августа, когда в СМИ появилась подробная информация об отравлении заключенных "Бутырки", в городе Уссурийск Приморского края был вынесен приговор заместителю начальника городского СИЗО, который в январе 2010 года допустил в учреждении аналогичное ЧП. Заместителя руководителя СИЗО Павла Мазура признали виновным в халатности, повлекшей гибель троих человек.
Установлено, что Мазур без должного осмотра передал сыну своей знакомой, находящемуся в изоляторе, посылку от матери. В посылке находился "щедрый подарок" - пятилитровая канистра метилового спирта. Заключенный поделился ядовитой жидкостью с сокамерниками. В итоге восемь заключенных получили отравление, трое из них погибли.
Понесут ли наказание многострадальные руководители Бутырского СИЗО, пока неясно. По крайней мере, возбуждения уголовного дела им точно не избежать. Сами по себе такие события, как появление в камерах запрещенных предметов или гибель рядовых заключенных, редко вызывают широкий общественный резонанс. Подчас информация о подобных инцидентах вообще не попадает в СМИ. Однако когда два этих события сочетаются, то есть заключенные гибнут из-за запрещенных предметов, - ситуация волшебным образом привлекает всеобщее внимание.
Татьяна Ефременко