Продолжения эпической стратегии в реальном времени ждали от Blizzard целую вечность двенадцать лет. За это время геймеры успели вырасти из компьютерных клубов, нашли работу и обзавелись семьей. Да и сами клубы пропали куда-то. Разработчики явно не спешили с выходом сиквела, и поклонникам оставалось только терпеливо ждать, строя догадки о том, что их ждет в итоге.
В случае со StarCraft II разработчики отлично представляли, что хотят сделать, и именно поэтому выбрали долгий путь. Хотя все понимали, что игру не постигнет судьба бесконечной разработки, с языков геймеров все же время от времени слетало слово "долгострой".
Наконец, игра вышла. И как это часто бывает с долгожданными проектами, вызвала две прямо противоположные реакции. Игроки, которые просто хотели новый движок и обновленный мультиплеер для первой части, остались довольны и будут играть в StarCraft II еще очень долго. Разочарованы те, кто надеялся, что игра повторит революцию в жанре RTS, которую оригинальная StarCraft совершила в далеком 1998 году.
Визуальное исполнение StarCraft II: Wings of Liberty на высоте - от арта обложки до анимаций самых мелких игровых объектов. Легкие металлические оттенки дизайна первой части уступили насыщенным синим цветам новой игры. Стратегия сохранила свой прежний стиль, но сделала большой шаг вперед - за счет динамического освещения, детальной прорисовки и живописного ландшафта. Платформы, на которых происходят сражения, ощущение от контроля юнитов, атмосфера игры - все это осталось привычным.
Новый движок, который не раз заставит игроков вспомнить о Warcraft III, позволил разработчикам сделать окружающий мир более динамичным. Например, в одной из сюжетных миссий часть карты периодически затопляет лава, оставляя нетронутыми только высокие платформы. Подобные условия потребуют от геймеров нестандартных решений.
Объем эффектов и анимации вырос ровно настолько, чтобы не мешать игрокам. Те, кто рассчитывает выжать максимум возможностей из своей новой видеокарты, будут разочарованы. Фанатам мультиплеера, наоборот, захочется отключить часть спецэффектов, чтобы приблизить игру к оригиналу.
Get the Flash Player to see this player.
Несмотря на то, что кампания Wings of Liberty позволяет сыграть только за одну из трех рас игры, терранов, у нее продолжительный сценарий состоящий из 29 миссий. В их число входят три, зависящие от выбора игрока, и одна секретная. Ответвления от сюжетной линии и система апгрейдов позволяют переиграть кампанию повторно, выбрав другой путь развития. Кроме того, в игре появилась система достижений. Однако все это не спасает игру от тривиальных поворотов сюжета и плоских шуток главных героев - пусть даже любимого поклонниками Джима Рэйнора.
Это можно простить, если смотреть на сюжет исключительно как на вводную часть многопользовательского режима. Но и это игре не удается - ограниченная одной расой кампания не подготавливает начинающих игроков к сражениям за протоссов и зергов. В оригинальной StarCraft геймеры, лишь предварительно познакомившись с особенностями космических рас в трех отдельных кампаниях, запускали мультиплеер и играли в уже знакомую игру. Теперь их выкидывают в незнакомое пространство, где тактика игры за принципиально разные стороны была выработана годами. Пусть даже вначале им помогает отборочная система и подробная статистика матчей, это делает игру менее привлекательной для начинающих игроков. Тем более что механика кампании и многопользовательского режима отличаются. В остальном, к новичкам игра настроена дружелюбно, но за тактическими советами им придется обратиться на форумы.
Blizzard определенно пошла навстречу поклонникам, решив оставить нетронутыми самые основы стратегии. StarCraft II несильно отличается от StarCraft, но чтобы добиться высоких результатов в онлайне, игрокам придется привыкнуть к новыми юнитам и другому раскладу сил. Обновленная механика освежает отточенную до шахматного баланса игру, заставляя геймеров придумывать новые тактики.
Знакомый интерфейс стал удобнее и сообщает игрокам одновременно о множестве событий, которые едва успевают сменять друг друга. При этом управление ни на секунду не перестает быть интуитивным. Однако, некоторые старые недоработки остались - если поначалу кажется, что вечная проблема с застревающими юнитами решена (можно прятать под землю хранилища), то с ростом армии она вновь напоминает о себе.
К сожалению, мультиплеер игры привязан к региону, поэтому показать корейцам, кто на планете сильнее, российским игрокам не получится.
Надпись на обложке "Полностью на русском языке" означает именно то, что означает. На русском и никаком другом. Российский код активации не позволит поиграть в оригинальную версию. Поэтому игрокам, которых пугает сам факт перевода, стоит задуматься о покупке европейской электронной версии или искать обходные пути. Удивительно, но европейская версия помимо других языков включает в себя и русский.
Локализация, надо отметить, вполне достойная. Это если закрыть глаза на кнопку "заказть игру" на российском сайте Blizzard. Разработчики не только озвучили диалоги и перевели весь интерфейс, но даже заменили надписи на текстурах. Вопрос в другом - стоит ли навязывать локализацию, тем более в многопользовательской игре?
Неограниченная подписка обойдется российским игрокам в 1800 рублей, что незначительно дороже обычной компьютерной игры. Кроме того, игроки получают возможность выбрать недорогой вариант подписки за 500 рублей на четыре месяца - время, которого большинству хватит, чтобы пройти кампанию и вдоволь наиграться в мультиплеер. Однако многие сразу же назвали оплату игрового времени - кстати, аналогичную World of Warcraft - стремлением Blizzard нажиться на игроках.
Отточенный до шахматного баланса мультиплеер StarCraft когда-то вывел жанр RTS из тупика. В другие игры было не менее интересно играть, но при определенной сноровке все сводилось к патовому исходу. StarCraft доказал, что мультиплеер может быть очень гибким, и за двенадцать лет стал площадкой для самых разнообразных тактик.
Blizzard хорошо понимала многопользовательский потенциал своей стратегии и при создании продолжения видела свою задачу прежде всего в том, чтобы максимально отшлифовать сетевой режим игры. Для этого компания наблюдала за успехом первой части, и времени у нее было предостаточно - StarCraft остается феноменально популярной уже более чем десятилетие. Кроме того, за это время Blizzard получила огромный опыт поддержки онлайн-проектов со своей другой игрой - World of Warcraft.
Однако более чем за десять лет, прошедших с момента выхода первой игры, игровая аудитория успела поменяться. Не все смогли вытерпеть испытание беспрерывной добычей минералов. Некоторым это просто наскучило. Кто-то даже умер от остановки сердца. Так или иначе, на смену им пришло новое поколение геймеров, которые никогда не играли в Dune, не знают радости от установки дополнительного мегабайта видеопамяти для Total Annihilation, а с сериалом C&C знакомы только по вульгарным плакатам последней части Red Alert. Поэтому задачей Blizzard стало привлечь к StarCraft новую аудиторию, сохранив привлекательность игры для старой.
Нельзя сказать, что компании удалось добиться сразу двух целей. Продажи такой культовой игры могли быть выше, если бы заинтересовали чем-то современных игроков и отхватили часть аудитории от других высокобюджетных проектов. Но это была бы уже совсем другая игра. Blizzard сделала то, что должна была сделать, и StarCraft II - все же больше игра для старых поклонников. Зато теперь у стратегии появились все шансы завоевать новых и собрать всех вместе на Battle.net.
Егор Дубовицкий